• Команда парусника «Крузенштерн» верна морскому братству

  • Back
19.12.2022 by 
Как парусник «Крузенштерн» спас девушку, упавшую с 30 метровой мачты
Парусник «Крузенштерн»

Гонка The Tall Ships Races – 2000

Спасение польской практикантки в Атлантике и триумфальная победа барка «Крузенштерн» в гонке «The Tall Ships Races» в 2000 году. В России почти никто не знает эту историю.

Регата больших парусников (англ. Tall Ships’ Races) была учреждена для сохранения морских традиций и обучения молодёжи из разных стран искусству плавания под парусами. Регата проводится ежегодно в европейских водах и состоит, как правило из гоночных этапов по несколько сотен морских миль и «круиза в компании» — перехода без соревнований. Не менее половины экипажа каждого судна, участвующего в гонках, должна составлять молодёжь в возрасте от 15 до 25 лет.

Зарубежные СМИ

Высокие корабли плывут дальше

Около 65 высоких судов совершат тур по гавани Галифакса в понедельник утром в завершение пятидневного фестиваля Tall Ships 2000. Это событие привлекло сотни тысяч людей на набережную города.

Парад, возглавляемый канадским Bluenose II, пройдёт мимо тысяч болельщиков. Поскольку корабли проплывают мимо HMCS Montreal к северу от острова Джордж, они будут рассмотрены генерал-губернатором Канады Адриеном Кларксоном.

Оттуда многие будут соревноваться в финальном отрезке гонки, от Галифакса до Амстердама. Другие отправятся в различные более мелкие порты, включая Ярмут, Сидней, Шарлоттаун и Мирамичи.

Экипажи судов готовились к отплытию все выходные, занимаясь техническими проблемами, упаковкой и покупкой большого количества продуктов для предстоящего рейса.

Тридцать шесть морских кадетов со всей Канады провели последние несколько дней, готовясь к последнему этапу. Они отправятся в плавание на четырёх самых больших кораблях: «Русский Мир», «Крузенштерн», «польская Погория» и «дар Млодзеи». Они будут делить обязанности с обычным экипажем, от такелажа парусов до работы на камбузе.

Парус от Галифакса до Амстердама, как ожидается, займет от 20 до 30 дней.

CBC News * Опубликовано: 24 июля 2000 7:59 AM ET / последнее обновление: 24 июля 2000 г

Скорая помощь «Крузенштерн» – «Погория»
(Спасение польской практикантки)

Вечером 30 июля весь флот принял сигнал бедствия. На «Погории» произошёл серьёзный несчастный случай, требовалась медицинская помощь. Вот что рассказывает капитан Коломенский:

Парусник «Крузенштерн»

«Никто на эту просьбу не откликнулся, хотя несколько судов находились поблизости от польской шхуны. Позже капитан «Погории» Андрей Шлеминский непосредственно обратился к капитану «Крузенштерна» за помощью, зная, что на борту нашего судна имеются высококвалифицированные врачи. Было принято решение: «Крузенштерн», не выходя из гонки, ложится в дрейф и поджидает польскую баркентину, затем своей дежурной шлюпкой отправляет врача-хирурга на «Погории», чтобы на месте оказать необходимую медицинскую помощь. Однако при встрече с польским парусником высадиться на борт баркентины врачу не удалось из-за сильного порывистого ветра и значительного, крутого волнения. Тогда решили взять пострадавшую на «Крузенштерн». На «Погории» её уложили в лодку типа «Зодиак», которую спустили на воду ночью в штормовых условиях. Пострадавшая была принята с «Зодиака» в дежурную шлюпку нашего судна и доставлена на борт «Крузенштерна». Всё прошло благополучно благодаря мастерскому маневрированию, умелым и слаженным действиям экипажа шлюпки под руководством командира – старшего штурмана С.В. Туникова. Затем судно снялось с дрейфа и продолжило гонку, потеряв при этом около трех часов. О происшедшем было доложено в Гоночный комитет.

Пострадавшая – двадцатидвухлетняя Джоанна Церлинска, – во время шторма сорвалась с мачты с высоты приблизительно 25 метров. Падая, она старалась задержаться, хватаясь руками за части рангоута и такелажа; внизу, потеряв силы, с высоты четырех-пяти метров упала на крышу рубки. Состояние её было весьма тяжёлым, она находилась в шоке, артериальное давление 60/40, многие части тела в синяках и ушибах. В течение ночи усилиями врачей пострадавшая была выведена из шока, стабилизировано артериальное давление. На другой день старший судовой врач А.В. Шабалин диагностировал: перелом верхней части бедра, перелом таза, ушибы внутренних органов и множественные ушибы тела. Без специальной медицинской аппаратуры определить насколько повреждены внутренние органы было невозможно. Состояние Дж. Церлинской оставалось тяжелым и поэтому было решено передать пострадавшую для лечения в береговой госпиталь.

После консультаций со спасательной службой Канады, «Крузенштерн» снялся с гонки в точке № 2 и под машинами полным ходом пошел в сторону ближайшего канадского порта Сент-Джонс, в назначенную точку встречи с вертолётом. Согласно прогнозу, ожидалось ухудшение погоды – туман и усиление ветра, тем не менее вечером 1 августа состоялась встреча с вертолётом № 304 спасательной службы Канады. Все действия по передаче Дж. Церлинской на вертолёт проходили при штормовом ветре до 21 м/с и крупном волнении высотой 5-6 метров. Канадские спасатели продемонстрировали высочайшее профессиональное мастерство. Всего восемнадцать минут ушло на то, чтобы пострадавшая была взята на борт вертолёта, который тут же отправился в сторону берега. Ещё через несколько минут «Крузенштерн» взял курс в точку № 2 для продолжения гонки. На следующий день, 2 августа в 15 часов 13 минут наше судно включилось в гонку, потеряв на все действия по спасению Джоанны Церлинской 44 часа 28 минут и 15 секунд. Обстоятельства, связанные со спасением члена экипажа польской баркентины «Погория», были подробно доложены капитаном в Гоночный комитет для того, чтобы они были учтены при определении результатов соревнований.

По понятным причинам российский парусник оказался на последнем месте и среди судов класса А, и по всему флоту. Лидеры гонки находились более чем в шестистах милях впереди. Однако «крузенштерновцы» не собирались сдаваться, экипаж и курсанты были нацелены на победу. Так случилось, что с приближением к берегам Европы авангард соревнующегося флота остановился, попав в обширную штилевую зону. «Крузенштерн», контролируя ситуацию, пошёл севернее основной группы судов, держась в полосе попутного ветра от проходящих атлантических циклонов и стал догонять лидеров. Продолжение гонки проходило при благоприятных для нашего судна условиях, ветер западных направлений от четырёх до семи баллов позволял постоянно нести полную парусность и развивать скорость до 12-14 узлов.

8 августа «Крузенштерн» вновь вышел на первое место среди судов класса А и никому не уступил этой позиции до окончания соревнований. Спустя 20 дней после старта, 13 августа в 17 часов 12 минут и 16 секунд российский парусник пересёк финишный створ от маяка «Сент Катеринс» острова Уайт в Английском канале, таким образом закончив серию гонок регаты «Tall Ships 2000». На следующий день Гоночный комитет объявил предварительный результат: «Крузенштерн» занял первое место среди судов класса А, даже без учёта корректировки времени, затраченного на спасение Дж. Церлинской. Эта была убедительная победа»


И победителем стал …

… «Крузенштерн»! На всех четырех этапах больших гонок он показал следующие результаты:

  • среди 18 участвовавших судов класса А из 14 стран: 1-е место;
  • в общем зачёте среди 63 участвовавших судов из 23 стран: 2-е место.

За этот убедительный результат барк был награждён главным призом участников класса А – «Мировым кубком портов Канады».

Парусник «Крузенштерн»

Более трёх миллионов человек наблюдали большой парад парусников на заключительном мероприятии регаты «Sail Amsterdam 2000». Двести пятьдесят счастливчиков имели возможность быть в это время на борту, десятки тысяч гостей позже поднимались на судно, когда корабль был открыт для посещений.

Парусник «Крузенштерн»

«Sail Amsterdam 2000» принесла ещё один триумф российскому барку: его курсанты стали победителями в общем зачёте спортивных соревнований, которые обычно проводятся во время регат.

Когда 15 сентября 2000 года «Крузенштерн» вернулся в Калининград, жители города устроили кораблю, команде и курсантам ещё один торжественный приём.

Фотографии и памятная медаль «Погории», находящиеся в музее, напоминают об этой регате и акции спасения, которая, к счастью, имела хороший конец. Несколько лет спустя Джоанна Церлинска написала письмо, она сердечно благодарила команду, быстрая и профессиональная помощь которой стала залогом её полного выздоровления.

Через две недели судно с капитаном Олегом Седовым уже отправлялось в осеннее плавание продолжительностью два с половиной месяца на Канарские острова. На борту было необычно большое количество курсантов – 147 учащихся академии и Калининградского морского колледжа, а также сотрудник научно-исследовательского института АтлантНИРО. По возвращении судну снова предстояло техобслуживание на верфи.

Парусник «Крузенштерн»

P.S

Но после этого польская команда подала в суд на русскую команду с просьбой аннулировать их победу.
Правда, польская команда — это не команда «Погории», а команда другого польского парусника «Дар Младежи». Он шёл вторым и не откликнулся на призыв о помощи собратьев, а потом ещё и призывал дисквалифицировать «Крузенштерн».

Источник: Народный интернет канал – PWO.SU