Голландский мореплаватель Виллем Баренц был искусным мореходом и картографом. Издал совместно с географом Петером Планциусом атлас Средиземноморья. Сходил в три арктические экспедиции — в поисках северного морского пути в Ост-Индию. Стал первооткрывателем Шпицбергена. В результате походов Баренца была составлена первая карта западных и северных берегов Новой Земли. Там он и погиб.
Первые два путешествия не дали желаемого результата, и в деньгах из казны исследователю было отказано. Но удалось уговорить амстердамских купцов предоставить для изысканий два корабля. Баренц стал на одном из них старшим штурманом. Будни «изумительного и опасного плавания» дошли до нас с массой подробностей. Этим мы обязаны Герриту де Феру (де Вееру) — участнику последнего путешествия Баренца (1596–1597 годы). В его записях — ежедневная сводка погоды, на которую опирались на протяжении нескольких веков. Наблюдения, касающиеся флоры и фауны: «Хотя эта страна, которую мы считаем Гренландией, расположена под 80° широты и ещё севернее, она изобилует зеленью и травой и вскармливает травоядных животных, каковы олени и другие там живущие». Или история о том, как после схватки с белым медведем появился на карте остров Медвежий (архипелаг Шпицберген).
В августе экспедиция обогнула Новую Землю и достигла Карского моря. Собирались вернуться к мысу Желания (на карте Виллема Баренца 1596 года мыс назван Желанным) и начать плавание домой. «Но когда мы добрались до Ледяной гавани, то лёд стало носить так сильно, что он запер нас со всех сторон. Несмотря на наши большие старания пробиться, весь труд был напрасен…». Решили построить дом и зимовать. Баренц, знавший об опасностях подобной зимовки, ежедневно заставлял моряков делать физические упражнения на свежем воздухе: «Все наши люди были высланы из дома для упражнения в бросании мяча, беге, прыгании и других приемах с целью согреть себя и укрепить тело». Но сам штурман не уберегся от цинги и 20 июня 1597 года, когда голландцы на двух лодках (корабль так и остался во льдах) предпринимали отчаянную попытку пробиться в сторону дома, скончался на руках моряков. Остальная команда, претерпев немало тягот, вернулись домой. В 1871 году норвежская экспедиция обнаружила возле Ледяной гавани хорошо сохранившуюся хижину Баренца, вещи зимовщиков, а в печной трубе — написанный Баренцем отчёт о зимовке.
Источник: «Моя Планета»