• События 6 ноября 1741 года на острове Беринга

  • Back
13.12.2022 by 
Рассказывает Валерий Егорович Быкасов, Институт вулканологии и сейсмологии ДВО РАН, Петропавловск-Камчатский

Нередко бывает так, что интересуясь чем-то одним, мы при этом упускаем из виду нечто иное, причём иногда не менее значимое. Так, например, при обращении к истории открытия Командорских островов исследователи и краеведы особо пристальное внимание уделяли пребыванию экипажа пакетбота «Св. Пётр» на острове Беринга. И совершенно не придавали значения тому, что переброс судна через рифы в бухту Командор, едва не завершившийся крушением пакетбота и гибелью мореплавателей, произошёл в почти идеальных погодных условиях.

Пакетбот «Святой Пётр» капитана-командора Витуса Беринга на рисунке XIX века
Пакетбот «Святой Пётр» на рисунке XIX века Фото: ru.wikipedia.org

Итак, на рассвете 5 ноября по астрономическому времени, каковым пользовались сами моряки (но уже 6 ноября по гражданскому времени), после окончания ночного шторма, во время которого судно постепенно дрейфовало к северу от острова Беринга, мореплаватели направили пакетбот в обратном направлении. И буквально тут же увидели его берег. Отчего на консилиуме, собранном в каюте В. Беринга, было принято решение высадиться на сушу.

И вот что об этом в утренней записи от 5 ноября (по астрономическому времени) написал С. Хитрово:
«В 8-ом часу с полунощи господин капитан-командор Беринг, лейтенант Ваксель и мастер Хитров имели канцилиум с ундер-офицерами и протчими служителями о следовании нам к гавани Санкт-Петропавловской, по которой определили: за невозможностию управления судна работными людьми, понеже служителей весьма много больных от цинготной болезни, недвижимых с мест, а которые хотя в числе здоровых, токмо отехчены той же болезнью, с трудом великим на вахту выходют, и верхние работы некому исполнять; к тому же многие снасти подорваны, и воды пресной малое число, с которым отлучитца от берегу весьма опасны; и на оное согласно положили: не отступая благополучного ветра, следовать к видимому берегу для сыскания якорного меcта, чтобы спасти судно и служитилей, а по силе упоминаемого взяли курш WZW к видимому берегу с 9 часа с полунощи»

Источник: Экспедиции Беринга