Прончищева Татьяна Фёдоровна (в девичестве — Кондырева) — первая женщина-полярный исследователь арктического побережья России, участница 2-й Камчатской экспедиции в составе Ленско-Енисейского отряда, жена Василия Прончищева. Родилась до 1713 в с. Берёзове Алексинского уезда (ныне Дубенского района Тульской области) в семье стряпчего Фёдора Степановича Кондырева и его жены Василисы Петровны (в девичестве Нелюбовой). Имела брата Фёдора и сестру Анну.
Кондыревы – старинный российский дворянский род: были когда-то стольниками и стряпчими, служили воеводами в Тобольске, Сургуте и Илимске, слыли искусными мореходами, некоторые из них были приближены к царскому двору.
Так, Пётр Тимофеевич Кондырев при Фёдоре Алексеевиче был думным дворянином, а с 1682 года ведал мастерской царских палат. Значились среди Кондыревых и послы. Иван Гаврилович Кондырев в 1615 году был послан во Францию «с наказом и жалобою на королей польского и шведского». Род мелкопоместных дворян Кондыревых на Тульщине известен ещё с 1563 года, когда Иван Грозный пожаловал их здесь землями за примерную службу во имя государства Российского.
Отец Татьяны во время Северной войны (1700—1721) охранял Петербург от нападений шведского флота, участвовал в строительстве верфей русского флота. После его смерти семья жила по одним данным в Березове, по другим, в 1721 переехала на о. Котлин, где его отцу за заслуги перед государством ещё в августе 1712 была предоставлена земля.
Материнское воспитание помогло сформировать цельную натуру девушки, сделать её волю неуклонной, а мысли – ясными. Мать привила ей понятия о верности, чести и чувстве долга. От Василисы Петровны Татьяна впервые услышала рассказы о своих славных предках-мореходах, многие из которых не только храбро защищали Отечество, но и отправлялись в далёкие и полные опасностей путешествия, исследуя новые земли. Может быть, именно тогда юная Татьяна Кондырева, отыскивая на небе яркую Полярную звезду, мечтала пойти вслед за ней навстречу своей судьбе.
По одним данным, Татьяна была знакома со своим будущим мужем с детства, т.к. усадьба отца Василия Прончищева располагалась неподалёку от Берёзова, по другим — они познакомились после переезда Кондыревых на Котлин.
Имения родителей Василия Прончищева и Татьяны Кондыревой предположительно находились по соседству, на границе двух наместничеств – Тульского и Калужского. Их отцы – Василий Парфеньевич и Фёдор Степанович – служили когда-то в одном «полку… воеводы Шеина». Скорее всего, жившие недалеко друг от друга однополчане знались семьями.
20 мая 1733 Татьяна и Василий в одном из родовых сёл сыграли свадьбу, в июне переехали в Москву, а уже через несколько дней отправились в составе экспедиции в Сибирь. Ехали они через Нижний Новгород, Казань, Сарапул и остановились в конце сентября на полтора месяца в Осинской слободе, чтобы подготовиться к дальнейшему путешествию на Таймыр.
В конце июня 1735 года, произведённый к тому времени в лейтенанты, Прончищев в Якутске закончил подготовку своего картографического отряда Камчатской экспедиции к выходу в море. Всё местное население высыпало на берег, чтобы проводить в опасное плавание небольшой дубель-шлюп «Якутск» и его отважный экипаж, состоявший из 50 человек. В состав экипажа входил земляк Прончищева, ставший впоследствии одним из лучших штурманов русского флота, Семён Иванович Челюскин.
Вместе с Прончищевым в далёкое путешествие добровольно отправилась его молодая жена — числилась она пятьдесят первым участником экспедиции. Татьяна, вопреки существующим запретам, смело ступила на палубу военного судна. Женщина на военном корабле – случай беспрецедентный! Самовольно это сделал Прончищев или с неофициального согласия Беринга, неизвестно.
Прончищева Татьяна Фёдоровна — первая европейская женщина, участница полярных экспедиций.
Это был первый случай в мировой истории, когда женщина приняла официальное участие в экспедиционных исследованиях в суровых условиях Арктики. В документах она именовалась – «супруга господина лейтенанта». Больше о ней не было известно ничего… Лишь спустя столетия появилось имя – Мария…
Прончищева Татьяна принимала участие в экспедиции скрытно. В рапортах своего мужа и штурмана Челюскина, а также руководителей экспедиции В. Беринга и А. Чирикова она не упоминается. Даже запись о смерти в вахтенном журнале «Якутска» не содержит её личного имени. Долгое время биография её была неизвестна. Более того, жену Прончищева называли ошибочно Марией – так она и вошла с этим именем в историю Великой Северной экспедиции.
В августе 1736 года Прончищевы на дубель-шлюпке «Якутск» достигли Хатангского залива, а затем направились вдоль восточного берега Таймыра на север, достигнув точки 77°25′ с.ш.. Однако, вскоре, из-за преградивших путь тяжёлых льдов, Прончищев был вынужден лечь на обратный курс и вернуться к зимовью в устье Оленёка. 29 августа Василий на шлюпке отправился на разведку и сломал ногу. Вернувшись на судно, он потерял сознание и вскоре умер от синдрома жировой эмболии вследствие перелома.
Василий Прончищев умер 30 августа на борту судна. Все последующие дни свирепствовала непогода, и штурман Челюскин никак не мог войти в устье Оленёка и достичь зимовья. Всё это время Татьяна находилась у тела мужа, оплакивая его. Горе было столь велико, что она слегла.
2 сентября «Якутск» вошёл в устье р. Оленёк. 4 сентября Татьяну свезли на берег, и 12 сентября 1736 года она скончалась. Татьяна пережила мужа всего на 14 дней. Считается, что причиной её смерти стала пневмония.
Запись в судовом журнале, сделанная рукой Семёна Челюскина, гласит:
«…В начале сего 4 часа с полуночи бывшего командира дубель-шлюпки «Якуцка» Прончищева волею Божией жена его умре…
Сентября 13 дня пополуночи. … В исходе сего 10 часа пополуночи похоронили жену бывшего командира нашего лейтенанта Прончищева…».
Супругов похоронили вместе на высоком берегу мыса Тумуль в устье реки Оленёк, при впадении её в Северный Ледовитый океан.
… Когда экипаж «Якутска» хоронил жену своего командира, рядом с ним, в одной могиле, на ноги Татьяне одели, привезённые ею из дома туфельки – узконосые, без задников, на высоких, так называемых «французских» каблуках, расширенных в нижней и верхней части и суженных в средней. Лёгкие, изящные… Только для очень любимого и дорогого ей человека, в столь опасную экспедицию на Крайний Север, можно было взять с собой такую красоту.
Писатель Гартвинг отметил подвиг Татьяны Прончищевой такими словами:
«В летописях арктических путешественников мы не встречаем подобного примера женской самоотверженности и любви»
Известный сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский ещё в середине прошлого века в своей поэме «Василий Прончищев» написал:
«На взморье одинокая могила, Чугунный крест и пасмурный гранит. Их жизнь и смерть навек соединила, Здесь Прончищев с подругою зарыт… …Невеста бурь, подруга капитана! Отчизна помнит славные дела, Как ты сквозь льды и штормы океана Из русских женщин первая прошла…»
Об их романтичной любви на Севере помнят и сегодня. Говорят, с каждого самолёта или вертолёта, пролетающего над их могилкой, обязательно бросают цветок…
Директор Тиксинского музея Татьяна Герасимова в «Московской правде» как-то писала:
«Каждый народ создаёт собирательный образ мужчины и женщины своей национальности. В России таким женским образом является пушкинская Татьяна Ларина. Насколько богаче стал бы национальный женский характер, если бы удалось вернуть в отечественную историю и литературу имя и личность Татьяны Кондыревой-Прончищевой, не вымышленной, а реально существовавший персонаж. Масштаб её личности таков, что венчать её могут не лавры героини, а нимб русской святой…»
Прончищева Татьяна увековечена в имени:
- бухты в море Лаптевых;
- горы (112 м) на полуострове Таймыр;
- в Якутске установлен памятник супругам Прончищевым.
Первая часть статьи была посвящена судьбе Василия Прончищева.
О загадках биографии Витуса Беренга мы рассказывали в четырёх частях:
О судьбе командира Алексее Чирикове можно прочитать по ссылкам: часть 1.
Источник: проект «Экспедиции Беренга»