• Вилим Вальтон

  • Back
24.11.2022 by 

Вилим Вальтон (англWilliam Walton — год рождения неизвестен, умер в 1743) — родился в Англии. Английский мореплаватель, лейтенант российского императорского флота, впоследствии капитан 3-го ранга. Участник участник Второй Камчатской экспедиции в составе отряда Мартына П. Шпанберга.

Поступил на российскую службу 23 октября 1723 в звании штурмана, 12 января 1730 получил чин лейтенанта.

Участие во 2-й Камчатской экспедиции

18 января 1733 определён в лейтенанты майорского ранга. 23 января по личной просьбе капитана М.П. Шпанберга был Вальтона зачисляют в состав 2-й Камчатской экспедиции. Он направился из Петербурга в Тобольск через Москву в Казань, и далее через Сарапул, Сайгатку (ныне г. Чайковский), Осинскую слободу и Кунгур в Тобольск.

Здесь экспедиция разделяется на несколько отрядов. Дальнейшая судьба Вальтона тесно связана с Южным отрядом.

Исследование восточных рубежей

Инструкция М.П. Шпанберга лейтенанту У. Вальтону о перевозке провианта и материалов экспедиции от Юдомского Креста вниз по р. Урак

1736 г., февраля 4.

Понеже по указу её императорского величества к следующей здесь экспедиции из Якутска имеется в отправлении водою до Юдомского Креста провианта и материалов в определенное число до нескольких тысяч пудов, которые от Юдомского Креста надлежат перевезены быть до Охотска, а каким способом, о том ещё обстоятельного намерения до сего было не утверждено. Однако ж ныне, к перевозу оных по должности верной моей присяге усмотря, к лучшему имеем всегдашнее старание, коим бы способом возможно было то отправленное получить в Охотском как наискорее и безубыточнее, определяю вам исполнить нижеследующее:
1. Поручаем вам в команду по нижеписанному реестру морских и адмиралтейских и сибирских служителей — 42, с которыми от Охотска идти на реку Урак.
2. На Ураке, около речки Коршуновки, обыскать довольство леса к строению судов и при том удобное место, отколе надлежит быть судовой сплавке вниз по Ураку до устья.

Инструкция от флота лейтенанту г-ну Вальтону

Из рапорта М.П. Шпанберга в Адмиралтейств-коллегию о готовности экспедиции к плаванию на Камчатку и к берегам Японии.

1738 г., июня 16.

В Государственную Адмиралтейскую коллегию рапорт

[…] А с начала сей весны три морских судна, которые приуготовлены строением и починкою к показанному мне вояжу, а именно бригантину «Архангел Михаил», дубель-шлюпку «Надежду» и бот «Гавриил», конопатил, скоблил, смолил и прочими мелочными поделками исправил и надлежащим такелажем оснастил, как надлежит. И выведены на рейд на устья реки Охоты, а именно бригантина, дубель-шлюпка «Надежда» — мая 25 дня, «Гавриил» — июня 4 числа и лежат к походу. А сего июня 2 дня лейтенант Вальтон с Уракского плотбища рекою Ураком на новопостроенных там под присмотром нашим судах приплавил в Охотск к вояжу нашему морского провианта и прочих припасов.

Во время плаваний в северной части Тихого океана Вальтон возглавил дубель-шлюп «Надежда», с которым совершил 2 похода — в 1738 и 1739.

Дубель-шлюп «Надежда». Рисунок М. Шпанберга
Дубель-шлюп «Надежда». Рисунок М. Шпанберга
Реконструкция дубель-шлюпки «Надежда»
Реконструкция дубель-шлюпки «Надежда», спущенной на воду 17 июля 1737 году в Охотске. Построена корабельными мастерами Рогачевым и А.Кузьминым для Камчатской экспедиции под руководством капитан-командора В.Беринга.

Во время 1-го плавания перешёл из Охотска в Большерецк, совершил плавание вдоль Курил до северо-восточной оконечности о. Хоккайдо — Иессо (Япония), пройдя, таким образом, дальше всех кораблей на юг. Вальтон нанёс на карту 26 Курильских островов, составив журнал и карту плавания.

Карта с маршрутомюжного отряда Вилим Вальтон

Это плавание отмечено курьёзностью обстановки в связи с тем, что Вальтон тяготился подчинением Шпанбергу и постоянно пытался отстать от него. Тогда его бывший благодетель приказал команде «Надежды» в случае, если Вальтон снова попытается уйти, не слушаться его. Впрочем, это не помогло: во время 2-го плавания Вальтон прибыл в Японию на 4 дня позже 3-х других кораблей и значительно южнее Шпанберга. Этот конфуз Вальтон оправдывал неисправностью парусов.

В тот раз он самостоятельно прошёл до восточного берега о. Хонсю, и оказался в Японии, у восточного берега о. Ниппон, где пробыл около 2 недель. Оттуда он вернулся в Большерецк и затем прибыл в Охотск. Эта ситуация чуть ли не стоила карьеры Шпанбергу. Его заподозрили в том, что он не побывал в Японии, а все его рапорты являются выдумкой. В результате появился приказ Адмиралтейств-коллегии о проверке открытий 1739 года.

В следствие чего, в 3-е плавание Шпанберг его уже не брал.

На время отсутствия главы отряда и после отплытия Беринга в 1739—1740 Вальтон, уже ставший 3 ноября 1740 капитаном 3-го ранга, был начальником всех экспедиционных сил в Охотске. В 1741 он обследовал и описал северо-западный берег Охотского моря между устьями рек Иня и Улья и часть бассейна реки Охота.

Завершение карьеры

В 1743 году Вальтон возвращается в Москву, где в том же году 4 декабря умер и там же был похоронен.

Именем Вальтона назван мыс на о. Зелёный (Малая Курильская гряда).

Мыс Вальтона. Остров Зелёный. Малая курильская гряда
Мыс Вальтона. Остров Зелёный. Малая курильская гряда

О загадках биографии Витуса Беренга мы рассказывали в четырёх частях:

О судьбе командира второго корабля Алексее Чирикове можно прочитать по ссылкам: часть 1.

Источник: проект «Экспедиции Беренга»