Летопись лоцманской службы России начинается с ноября 1613 года, когда царским указом было разрешено проводить к единственному в то время в государстве архангельскому порту торговые иностранные суда. Это событие положило начало созданию лоцманской службы.
В Поморье лоцманов называли «носниками» или «корабельными вожами». Они умели ориентироваться по звездам и отлично знали разговорный английский.
В честь этого события, в Архангельске на набережной Северной Двины в районе улицы Воскресенской на месте закладного камня установлен памятный знак «400 лет основания лоцманской службы России».
В двухметровом знаке был соединён нос корабля и штурвал, увенчанные полярной звездой. По его овалу отлиты надписи «1613» и «Архангельск», а ниже, на фоне карты Белого моря, — «400-летие образования лоцманской службы России». На другой стороне знака отображены слова клятвы лоцманов Петровских времён: «Во всех делах служения моего иметь в уме и помышлении не свои личные выгоды, но честь российского флага — пользу морской службе».
Автором скульптурной композиции стал заслуженный архитектор России Игорь Скрипкин. Инициатором установки выступил архангельский филиал ФГУП «Росморпорт».
Однако, существует и другая дата. Официальное образование лоцманской службы в Санкт-Петербурге относится к 16 апреля 1709 года. С этого момента лоцманы стали зачисляться на государственную службу и были объединены в лоцманское общество, находящееся в ведении Адмиралтейства. В 1710 г. издаётся инструкция, регламентирующая лоцманскую деятельность. В ней определялись права и обязанности лоцманов, включая расстановку навигационных знаков, а так же устанавливалась их подчинённость старшему лоцману, являющемуся старостой. С подчинением лоцманской службы государству – лоцманский промысел в Санкт-Петербурге также стал наследственным. Государство уделяет огромное внимание регулированию навигации (в 1721г. в Петербурге по распоряжению Петра I впервые была подготовлена лоцманами и напечатана морская лоция «Книга морская, зело потребная, явно показующая правдивое мореплавание на Балтийском море и пр.» ). Несмотря на жесткую политику государства по регулированию лоцманского дела, государство тем не менее предоставляло известную долю самостоятельности (например, общество Санкт-Петербургских лоцманов могло иметь и имело самостоятельное лоцманское селение ).