• Арктика всё ещё не открыта до конца

  • Back
18.11.2022 by 
Ледокол «Илья Муромец»
Ледокол «Илья Муромец» © Вера Костамо: ТАСС

В рамках историко-культурного проекта «Главный фасад России. История, события, люди» (совместные арктические экспедиции РГО, 12-го Главного управления Министерства обороны и Северного флота) его участникам удалось не только попасть на Южный остров архипелага Новая Земля и изучить маршруты первооткрывателей и исследователей Арктики, но и познакомиться с уникальным ледоколом «Илья Муромец» — именно он доставил туда людей через Баренцево и Карское моря и пролив Маточкин Шар

«Мы идём по неизведанным районам»

Россия занимает первое место по количеству ледоколов в мире. Сейчас в эксплуатации более 40 таких судов разных классов, большая часть из них — гражданские. «Илья Муромец» — первый почти за 50 лет ледокол, построенный исключительно для нужд ВМФ России. Судно заложили в 2015 году, в 2016-м впервые спустили на воду, в 2017-м — передали Северному флоту. В 2018 году ледокол «Илья Муромец» пришёл в порт приписки — Мурманск.

В Санкт-Петербурге (построено судно на предприятии «Адмиралтейские верфи») его принимал первый капитан Глеб Рутковский. Позже по состоянию здоровья ему пришлось оставить должность. Вторым капитаном «Ильи Муромца» стал Виктор Осипов.

Капитан ледокола Илья Муромец Виктор Осипов
Капитан ледокола Илья Муромец Виктор Осипов © Вера Костамо: ТАСС

Я не из династии моряков, но моряком мечтал стать с 11 лет. Двоюродный брат ходил в море коком, и я хотел быть как он. В каждом классе мы заполняли анкеты. И каждый год я писал — хочу стать моряком. Директор школы как-то заинтересовался, каким моряком я хочу быть. Я ответил — мотористом. И он тогда сказал: «Если быть моряком, то обязательно капитаном»

Рассказывает Виктор

Виктор поступил в Ломоносовский морской колледж Военно-морского флота. На первом курсе учились 89 человек, а закончили 19 — учёба была непростой. Окончив колледж, Виктор получил приглашение работать на Балтике, но отказался. Полугодовая навигация моряка не интересовала, хотелось только на север — и больше никуда.

На севере я отработал на танкерах 22 года. Северного стажа у меня на сегодня 25 лет. Для меня в начале карьеры было самым важным: незамерзающий порт и круглогодичная навигация. На танкерах я прошёл 13 боевых служб, побывал во всех мировых океанах, видел несколько десятков стран

Шесть лет Виктор отработал третьим помощником капитана, два года — вторым, десять лет — старшим помощником, седьмой год — капитан.

Предложили стать капитаном — я согласился. Иначе зачем столько лет я шёл к этому, столько потратил сил, а сколько государственных денег ушло на моё обучение. И самое главное — это высокое доверие, просто так капитанами не становятся

«Душа, сердце корабля — это люди»

«Илья Муромец» — судно уникальное, такого больше нет. У ледокола есть конструктивные особенности: здесь нет штурвала. Он управляется винто-рулевыми колонками, которые закреплены на шарнирах и могут поворачиваться на 360 градусов. Это позволяет судну двигаться боком и разворачиваться на месте.

У ледокола колоссальная маневренность. Это важно: мы можем избегать при движении лишнего контакта со льдом и сохранять корпус, двигаясь по полыньям. Любой контакт со льдом — опасность. Крейсерская толщина льда, доступная нам, — до метра, набегами — до полутора метров (проходка набегами, то есть судно останавливается, отходит назад и опять начинает идти вперёд толчками)

Корабль у арктических берегов
© Вера Костамо/ ТАСС

Успокоителей качки у ледокола нет, ни активных, ни пассивных, ни выдвижных. Это сделано специально, чтобы никакие дополнительные конструкции не повредили судно во время движения во льдах. Днище судна имеет форму яйца, оно очень чувствительно к волне. Поэтому в шторм 5−6 баллов, в который мы попали во время экспедиции, нас ощутимо качало.

«Муромец» может выполнять много функций. Гидрографические: на судне есть лаборатории, оборудование. Поисково-спасательные, буксировочные по льду и чистой воде, перевозку контейнеров, грузов. На судне также есть боновая защита (плавучие заграждения) от разливов нефтепродуктов.

Если сравнивать с другими судами, где приходилось работать, то ощущение, что из пещеры попал в XXI век — разница огромная. Это не судно, а космический корабль, как говорит наш главнокомандующий. Очень тихо, это дизель-электроход, поэтому вибрация минимальная. Когда я только пришёл работать, долгое время не мог нормально спать по ночам — тишина, судно не слышно

Говорит капитан

К судну производители на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге относятся очень ответственно, «курируют» его и сейчас: если у капитана и экипажа возникают вопросы, сразу консультируют и помогают. Однажды возникли проблемы в рейсе, специалисты завода приехали даже в Дудинку.

Большую часть жизни я провёл в море. Судно — мой дом. Я хочу, чтобы к нему так относились все. Я сразу говорю тем, кто приходит к нам работать: не терплю ложь, хамство и алкоголь. Если все начинают понимать эти простые вещи, то при любых обстоятельствах коллектив сработается. Север, море людей отбирают, фильтруют. Как у Высоцкого:

Парня в горы тяни — рискни!
Не бросай одного его:
Пусть он в связке одной с тобой
Там поймешь, кто такой

Арктический берег
© Вера Костамо/ ТАСС

Работа с экспедицией — для экипажа опыт не новый. Капитан говорит, что редкие специалисты всегда интересны. Обычно на борту чуть больше 30 человек, автономная работа может длиться месяцами.

Никто из экипажа не возмущался, что приходится работать круглосуточно. Я 25 лет на севере, но большую часть мест, где мы сейчас прошли, я не видел. Опять же новый опыт для штурманов — мы идём по неизведанным районам, где нет навигационных знаков. Белые пятна по глубинам, например

Говорит капитан

С погодой большую часть экспедиции везёт. Мы не попали на новоземельскую бору́. В основном этот ветер дует с октября по март и характерен для северной части архипелага, где есть горы. Ветер «скатывается» с вершин с большой скоростью.

Сердце корабля — это люди. Люди, которые дают возможность технике работать. Многие говорят, что сердце — это главный двигатель или гирокомпас. Но нет — душа, сердце корабля — это люди. Без них судно не живет. И без романтики в море никуда. Никогда нет одинаковых рейсов. Сколько раз мы проходили Маточкин Шар, но он всегда разный! В Арктике не перестаёшь удивляться. Надо уметь увидеть красоту, радость в каждом дне

Считает Виктор

Единственный человек на острове

Экспедиционная деятельность Министерства обороны началась в 2018 году с Новой Земли. Наш первый маршрут проходил поперёк Южного острова архипелага. За основу был взят доклад Леонида Францевича Гриневецкого собранию Императорского Русского географического общества о его первом пересечении Новой Земли в 1883 году. Я помню чувство удивления и недоумения — как они, первопроходцы, сумели не только выжить, но и сделали свою работу! Наш отряд шёл на пяти тяжёлых снегоболотоходах «Витязь», нас было 30 человек, специальное снаряжение и навигационное обеспечение. А у врача полярной станции Гриневецкого не то что не было карты — он ее составлял!

Говорит Алексей Чистяков, капитан второго ранга, 12-е Главное управление Министерства обороны
Капитан второго ранга Алексей Чистяков
Капитан второго ранга Алексей Чистяков © Вера Костамо/ ТАСС

В экспедиции Алексей отвечает за всю логистику, формирование групп и высадки на берег, безопасность.

Арктика — это стихия, не нужно забывать, что здесь изменчивая погода, медведи и другие опасности. Здесь как нигде важны взаимопомощь и внимательное отношение друг к другу. В прошлом году на берегу Северного острова архипелага с вертолета был обнаружен предмет, издалека похожий на спасательный оранжевый плот. Решили проверить, может быть, там кому-то нужна помощь. Было известно, что в тот период недалеко в Норвежском море потерпело крушение судно. Пока наша группа выполняла основные работы, у меня была возможность слетать на вертолёте и всё выяснить. Я высадился на берег недалеко от «плота», а вертолёт улетел по дальнейшим задачам. В тот момент я был единственным человеком на всём Северном острове, до ближайших обитаемых мест почти 100 км! Это необычные, очень сильные ощущения, которые может дать только Арктика. А «плот» оказался оторвавшимся буем.

Рассказывает Алексей

Арктика всё ещё не открыта до конца

Ради чего мы здесь? Одна из задач — не потерять нашу историю, историю освоения архипелага. Мы хотим напомнить, каким сложным было открытие и исследование этих земель. Мы занимаемся здесь мониторингом не только памятников и оставшихся построек, но и изменяющегося ландшафта. Это нужно как для следующих экспедиций, так и для моряков, которые здесь пройдут

Рассказывает Сергей Зинченко, капитан второго ранга, начальник отделения штаба Северного флота
Капитан второго ранга, начальник отделения штаба Северного флота Сергей Зинченко
Капитан второго ранга, начальник отделения штаба Северного флота Сергей Зинченко © Вера Костамо/ ТАСС

Перед экспедицией Сергей изучал не только архивные материалы, дневники первопроходцев, но и книги современников.

Нужна подготовка к экспедициям, высадкам, иначе можно не заметить важные вещи. Не знать, где искать и что здесь происходило. Ощущения от архипелага необыкновенные: ты читаешь про первопроходцев, их открытия, а потом сам оказываешься в этих местах. Например, в месте, где зимовал Баренц. Не многим это доступно

Говорит Сергей

Сергей уверен: находки, сделанные в экспедиции, — материальная связь с прошлым, и они должны быть обязательно сохранены.

Место, где зимовал Петр Пахтусов (русский гидрограф, штурман, выдающийся исследователь Баренцева, Белого и Карского морей, Новой Земли — прим. ТАСС), описано Рудольфом Самойловичем (выдающийся географ, полярный исследователь, путешественник, геолог, автор научных и популярных книг об Арктике — прим. ТАСС) ещё в 1929 году. Он писал, что они увидели остатки большого судна с усиленным килем после кораблекрушения. И мы нашли фрагменты деревянного колеса от пушки и части мачты. На Крашенинникова на месте старинного креста Августа Цивольки мы обнаружили уже современный крест. Но, аккуратно вскрыв гурий (гурий или тур — искусственное сооружение в виде груды камней, часто конической формы — прим. ТАСС), увидели, что остатки старого креста сохранены

Корабль уходит в море
© Вера Костамо/ ТАСС

На мысе Дровяном мы нашли серебряную монету 1906 года, по описаниям там была экспедиция Владимира Русанова в 1910 году.

В 2020 году в офисе РГО в Москве перед экспедицией Сергей встретился со школьниками, которые по снимкам со спутника увидели очертание нового небольшого острова в северной части архипелага Новая Земля. Он ещё не был никем описан.

Дети увидели по этим снимкам только самый большой остров, который показался из-за растаявшего ледника. Но не заметили несколько островов помельче. Мы нашли их уже во время высадки. Арктика все еще не открыта до конца. И она даёт возможность исследователям стать первооткрывателями

Считает Зинченко
Источник: ТАСС. Автор Вера Костамо