Миллер Герард Фридрих – историк, российский академик, географ, картограф, путешественник, основоположник «нормандской теории», из-за которой нажил врагов среди русских учённых, таких как М. Ломоносов, С. Крашенинников, Н. Попов. Он десять лет провёл в экспедиции, в которой изучал историю Сибири, народностей, её населяющих, их быт и языки. Привезённые из экспедиции архивные документы до сих пор оказывают неоценимую помощь учёным.
Происхождение
Семья Миллера Герарда Фридриха проживала в Вестфалии, исторической области северо-западной Германии, в небольшом городке Херфорд. Здесь он и родился. Его отец был ректором в гимназии, выходцем из пасторской семьи города Зест. Мать, Боде Анна Мария, – из семьи профессора права, теологии и восточных языков университета города Минден в Вестфалии. Его дядя, брат матери, Генрих фон Боде имел чин надворного советника, профессора права в Галле и Ринтельне.
Образование
Образование Герард Фридрих Миллер получил в гимназии Хефорда, которой руководил его отец. Затем продолжил обучение в Лейпцигском университете, где его наставником был знаменитый историк и философ И. Менке. После обучения он получает степень бакалавра истории. В 1725 году в Петербурге открывается академия наук, и И. Менке рекомендует в неё своего коллегу И.П. Коля. Тот становится академиком и возглавляет кафедру церковной истории.
Будучи знакомым с Миллером Герардом Фридрихом, приглашает его в Россию, где в ряду других выходцев из Европы тот определяется студентом в Российскую Академию с параллельной работой в гимназии при ней с окладом 200 рублей в год. Он преподавал латинский язык, географические и исторические науки. Кроме этого, в его обязанности входило ведение протоколов на заседаниях академии и других документов. Он был редактором «СПб Ведомостей» – газеты для широкого круга читателей в которых печатались статьи академиков, в том числе и его.
Начало карьеры
Большое влияние на его раннюю карьеру оказал Шумахер, который в то время исполнял обязанности секретаря академии и библиотекаря. Герард Фридрих Миллер помогал ему в его библиотечных делах. По признанию самого Миллера, он выполнял работу по канцелярским делам. После переезда библиотекаря в Москву он на протяжение полугода принимал и отправлял корреспонденцию, которую подписывал от имени Шумахера, так как имел на это право. То есть фактически он исполнял его обязанности, не забывая при этом и свои. В биографии Герарда Фридриха Миллера произошли позитивные изменения. За пять лет он делает блестящую карьеру и становится профессором Академии.
Поездка в Европу
В 1730 году он уезжает за границу. Цель его поездки – приведение в порядок дел после смерти отца. Кроме того, ему были даны поручения от Академии. Он должен был повысить статус этого заведения путём личных бесед с видными учёными Европы. Герард Миллер приглашал их в Россию для научной работы и обещал звания почётных академиков. Среди иностранных учёных распространялись негативные слухи, чтобы предотвратить их отъезд в Россию. Он должен был развеять их.
Кроме того, Герарду Миллеру было поручено распространять книги и гравюры, изданные Академией за границей. Все эти поручения он исполнял, по мере возможности, исправно. На это требовалось определенное время. Шумахер был с ним в переписке. Он 02.01.1731 присылает Миллеру письмо, в котором пишет, что обязанности редактора «СПб Ведомостей» возложены на другого. Он желал бы, чтобы Герард Фридрих исполнял их, просил его срочно приехать.
Но Миллер вернулся только 2 августа, и нашёл, что господин Шумахер испытывает к нему неприязненные чувства. Его дочь, на которой хотел жениться Миллер, вышла замуж за другого, его место редактора было занято. В его квартире находился шкаф, в котором хранилась переписка. Он был вскрыт, все письма Шумахера к нему были изъяты. Эта неприязнь академического библиотекаря сохранилась до конца его жизни.
Как поссорились Фёдор Иванович с Иваном Даниловичем
Миллер Герард Фридрих, или Фёдор Иванович, как на русский манер называли его, объясняет причину возникшей стойкой неприязни к нему со стороны Шумахера тем, что граф Остерман сделал ему выгодное предложение быть наставником у племянницы императрицы, принцессы Макленбургской Анны Леопольдовны. Вмешательство И. Шумахера, лично знавшего графа, состояло в предложении кандидатуры мужа своей сестры Геннингера на эту должность вместо него.
Но Шумахер лично просил его поторопиться с приездом. Так что это, скорее всего, неправда. Что послужило поводом для ссоры Фёдора Ивановича с Иваном Даниловичем, до сих пор осталось неизвестным. Но ходили слухи, что Миллер, попросту говоря, подсиживал И.Д. Шумахера. Узнав об этом, тот не смог простить своему бывшему протеже такой поступок.
Вторая Камчатская экспедиция (1733-1743 гг.)
В 1732 году Миллер подготовил и издал серию статей по истории России. Это издание было призвано познакомить иностранцев с географией и историей России. Биография Герарда Фридриха Миллера пополнилась ещё одним важным событием. В это время шла подготовка Второй Камчатской экспедиции, длительность которой составила 10 лет. По поручению Академии наук Миллер принимает в ней участие.
Он на полуостров Камчатку не попал, но зато объездил все населенные пункты восточной и западной Сибири, проехав более 31 тысячи верст. На его пути были Березов, Усть-Каменногорск, Якутск, Нерчинск. Здесь он работал с местными архивами. Собрал, систематизировал и описал их, проделав большую работу. Именно ему принадлежит открытие Ремезовской летописи.
Экспедиция по Сибири дала много интересного и важного материала по археологии, состоянию края на момент исследования, этнографии местного населения. Огромную ценность представляла собой большая коллекция архивных документов, найденных в местных архивах. Она давала развернутую картину истории Сибири.
Миллер Герард Фридрих использовал из них только мизерную часть в своих трудах. В неё вошли архивные фонды более 20 сибирских городов. В их числе – Томск, Тобольск, Якутск. Документами пользовались многие русские учёные в своих работах. Они дают исследователям представление о жизни прошлых поколений жителей Сибирского края.
Географические описания
Основой для составления карт некоторых районов Сибири (Томского, Мангазейского, Красноярского, Кузнецкого, Енисейского, Селенгинского, Нерчинского) послужили их описания, выполненные профессором. Они содержат развернутую топонимику. Под руководством профессора Миллера сделаны чертежи и описания рек Сибири, таких как Иртыш, Ангара, Лена и другие. В 1740 году он закончил работу, которая носила название «История о странах, при реке Амуре лежащих», а в 1744 году издаёт «Общую географию Сибири» в шести частях, одну из которых он посвятил рекам. В краткой биографии Миллера Герарда Фридриха нет возможности перечислить все его труды, поэтому здесь приводятся только те, которые имеют большое значение.
Семья
В 1742 году Миллер, будучи в сибирском Верхотурье, женился. Супругой его сталь дочь его заклятого врага И. Д. Шумахера, которая вышла замуж в период его отъезда в Европу. После того как муж её умер, она вторично вышла замуж за бывшего своего жениха. У неё, естественно, была уже другая фамилия. Это объясняет некоторое недоумение, вызванное словами М.В. Ломоносова в том, что он называл Миллера зятем Шумахера. У профессора было два сына. Старший, Карл, – будущий надворный советник, прокурор Верховного суда. Младший, Яков, – будущий секунд-майор.
Возвращение в Санкт-Петербург
После возвращения из Сибири труды Миллера Герарда Фридриха пополнились ещё одной работой по истории российских исследований. Она была напечатана во Франции. В 1747 году он становится подданным России. В этот же год он назначен главным государственным историографом и продолжает работать над своими статьями и книгами по истории Сибири.
Речь Миллера
В 1749 году между Миллером и русскими учеными М. Ломоносовым, С. Крашенинниковым, Н. Поповым разгорелась настоящая непримиримая вражда. Поводом для неё послужил доклад, приготовленный им для заседания Академии, на котором рассматривался вопрос происхождения народа и слова «русский». Учёные Ломоносов, Крашенинников и Попов сочли его предосудительным для русского народа.
Миллеру было поставлено в вину то, что его речь не содержала ни одного знаменательного события из жизни Руси. В его речи превалировали только сражения, в которых русские дружины терпели поражения. Русские люди были представлены с негативной стороны. Если какое-либо положительное событие и присутствовало в его докладе, то оно обязательно происходило под руководством норманнов. В итоге (по Миллеру) скандинавы покорили всю Русь, и всё, что было сделано положительного, – это их заслуга.
Потрясенный таким отпором Миллер якобы сжёг свою речь. Но скандал получил широкую огласку, и он был переведён из профессоров в адъюнкты с понижением жалованья. Это решение было принято графом Разумовским, на тот момент президентом Академии. Но через некоторое время Миллер подал прошение об отмене наказания и был прощён. Рисуя портрет Герарда Миллера, можно представить себе человека трудолюбивого, пунктуального, но не знающего специфики русского вопроса, судящего о событиях и поступках исторических личностей Руси с точки зрения германского бюргера. Обвинять его в преднамеренном искажении фактов, наверное, нельзя…
Миллер как основоположник Норманнской теории
Эта речь не могла не возмутить русских учёных, которые прекрасно знали всю историю Руси. Такое отношение к русскому народу и его истории они считали оскорбительным. И сегодня многие считают, что такая реакция со стороны Ломоносова и его товарищей была вызвана недружественными отношениями Швеции и России на тот момент, но это не так.
Происхождение Норманнской теории имеет полностью антирусские корни. Основоположниками её были немецкие учёные, служащие в императорской Академии. Против засилья немцев в российской исторической науке и выступал в своё время Ломоносов, нажив себе многих врагов. Его, гениального учёного, спасла только всемирная известность.
Немцы основывались на летописи «Повесть временных лет», где говорилось о призыве на княжение в Руси Рюрика из варяжских племён, считая их норманнскими. Но и сегодня ни один учёный не может с точностью сказать, кто такие варяги. Ясно только одно, что варягами называли все племена, проживающие на берегах Балтийского моря, которое на тот момент носило название Варяжского. Кроме скандинавских племён, на его прибрежной территории проживали славянские племена, которые пришли туда из Поморья. Их также называли варягами.
К слову сказать, немецкие специалисты, работающие в академической гимназии, где брат Миллера был преподавателем (да и сам Миллер работал здесь по приезде из Германии), за тридцать лет её существования не подготовили ни одного студента для университета, объяснив это не своим отношением к работе, своей некомпетенцией, а неспособностью русских к обучению. И даже предложили привозить студентов из Германии.
Эти «специалисты» имели неограниченный допуск ко всем архивным документам и возможность интерпретировать историю России так, как сочтут нужным. Это объясняло их отношение к русским как к тупым, отсталым, неспособным к обучению. Именно такое отношение ко всему русскому и был характерно для герра Миллера.
Труды Миллера Герарда Фридриха
Общепризнанной его заслугой можно считать работы по истории Сибири. Примером служит «Описание Сибирского царства», которое он выполнял по заданию Академии. Первый том этого произведения увидел свет в 1750 году и заслужил признание учёных и любителей истории. Второй том был напечатан только в отрывках. Миллер по неизвестной причине медлил с написанием второго тома. Академия поручила написание академику Фишеру. Его работа была признана плагиатом уже напечатанных отрывков Миллера Герарда Фридриха.
С 1754 года он в должности конференц-секретаря занимается перепиской с известными учёными Европы, продолжает, как раньше, приглашать их на работу в Россию, в Московский университет. У него активная переписка с Вольтером, который составляет историю царствования императора Петра I. Миллер предоставляет ему все имеющиеся материалы по этой теме.
Девять лет, с 1755 по 1765 годы, он является редактором журнала «Ежемесячные сочинения», который был первым периодическим русскоязычным изданием. Здесь печатались практически все известные писатели того времени. Миллер публикует в нём свои труды о летописце Несторе, о запорожских казаках. Не оставляет он и тему происхождения русского народа. В работе «О начале Новгорода» им затрагивается тема происхождения русского государства, но, памятуя скандал с Ломоносовым, он предполагает, что основали его роксолане, живущие на Балтике.
Миллер хотел, в продолжение Татищева, заняться изучением Смуты времён Годунова и Лжедмитрия, но Ломоносов, обеспокоенный тем, что Миллер не справится с этой темой и запутает всё окончательно, так как этот мрачный и тяжёлый период России содержал много неисследованных и неизвестных моментов, добился от Академии прекращения его работы.
Московский период
В 1765 году Миллер подал прошение о переводе его главным надзирателем во вновь открытый Воспитательный дом в Москве. На этом основании секретарь Екатерины II И. Бецкой рекомендовал его. Указом императрицы он был назначен на эту должность. За ним в Академии оставалась должность историографа. В 1766 году он назначен начальником архива Коллегии иностранных дел в Москве. Это назначение было подписано императрицей с поручением составить «Собрание русской дипломатии».
В 1772 году Г. Ф. Миллера разбил паралич, но и в этом положении он продолжал работать ещё 11 лет, до самой смерти 22.10.1783 г. Он подготовил к изданию и опубликовал произведения учёных и писателей, которые являлись памятниками русской истории. Он собрал коллекцию подлинных документов о временах Е. Пугачева, которые вошли в его Пугачёвский портфель. При всех его ошибках Миллер внёс определённый вклад в русскую науку, прежде всего как географ и архивист, систематизировавший массу ценных документов. Сложно и недооценить его работы по истории Сибири.
Источник: en.sodiummedia.com