• Экспедиция «Тотьма – Соловки»

  • Back
01.11.2022 by 
За перекатом в природный памятник Опоки
За перекатом в природный памятник Опоки, автор: Решетников Николай

С 3 июля по 24 августа 2022 года был реализован экспедиционный водный проект «Тотьма – Соловки». Экспедиция предпринята в связи со 110-летием паломнического путешествия тотемского крестьянина Александра Александровича Замараева, побывавшего на Соловках в 1912 году.

Маршрут водный по рекам Сухона, Северная Двина и Белому морю:

Тотьма — Котлас — Великий Устюг — Архангельск — Пертоминская бухта — огстров Жижгин — остров Анзер — Большой Соловецкий остров — Рабочеостровск в Кеми.

Цель экспедиции: изучение пути А.А. Замараева и подготовка аналитического обзора социокультурной обстановки и природных условий по маршруту.

Задачи экспедиции:

  • Сравнительный анализ социальной, культурной и экологической обстановки по сравнению с описаниями А.А. Замараева.
  • Разработка туристского маршрута для водных туристских путешествий.
  • Разработка методических рекомендаций для паломнических путешествий.
  • Описание историко-культурного наследия по маршруту.
  • Установление контактов между музеями и организациями, занимающимися туристскими и паломническими путешествиями.
  • Разработка предложений по музеефикации региона «От музея к музею».

Средства передвижения: автомобиль с прицепом к месту начала сплава в Тотьме и возвращения из Рабочеостровска в Кеми; надувной спасательный плот (лодка «Тортилла») с парусом и мотором, байдарка с парусом и мотором.

Краткое описание маршрута путешествия с фотографиями

Тотьма — районный центр Вологодской области. От Вологды 215 км. Город расположен на реке Сухоне на пути из Вологды в Великий Устюг. Город исторический. Основан в 1137 году. В Тотьме 6 музеев, входящих в Тотемское музейное объединение.

А. Замараев отбыл из Тотьмы на Пароходе «Зосима». Мы шли своим ходом на моторе и при попутном ветре с парусом по рекам Сухона и Северная Двина, путём описанным А. Замараевым, а от Архангельска самоходом вдоль побережья Белого моря по пути Петра I через Пертоминскую бухту, острова Жижгин, Анзер, М. Муксалма на Соловки. Замараев же возвращался пароходом в Архангельск, а мы — в Кемь на своей лодке. Мы избрали самоходный путь, чтобы на себе испытать трудности экстремальных условий и тем самым более полно понять первых землепроходцев и мореплавателей времён монастырского освоения Соловецких островов. В итоге, за время путешествия мы пережили четыре грозы на реках и три шторма на море, один из которых был очень сильным и весьма опасным.

Огромный валун «Лось-камень» в реке (неподалёку от Тотьмы)
Фото: огромный валун «Лось-камень» в реке (неподалёку от Тотьмы)

Фото: природный памятник на Сухоне – фонтан-гейзер

Природный памятник на Сухоне – фонтан-гейзер

Ниже по течению Сухоны неподалеку от Тотьмы в реке находится огромный валун под названием «Лось-камень». Тотемский музей организует экскурсию на Лось-камень. На нём может разместиться более 10 человек. Во время экскурсии на камне представляется сцена с появлением «царя» и «общением» с ним. По легенде, на Лось-камне отобедал  сам царь, потому Лось-камень имеет другое название — Царёв стол. К слову, А. Замараев о Лось-камне не упоминает.

Чрезвычайно разнообразны по нашему маршруту памятники природы. Живописные берега, крутояры, сакральные камни-валуны — всё это вызывает эмоциональное изумление и восхищение. Не уж то и впрямь Русский Север, а не какие-нибудь Саяны. Вот и рукотворный природный памятник на Сухоне — фонтан-гейзер, открытый и облагороженный геологами ещё в 1941 году. Здесь благоустроенная площадка «Братское». В этих местах природный заповедник «Стрельна».

По нашему пути река Сухона протекает по территории трёх районов Вологодской области. Миновав Тотемский район, мы вошли на территорию Нюксенского района. Здесь на смену лирико-эпических зелёных берегов приходят живописные крутояры.

Мы не смогли побывать в музеях Верхней Тоймы и Холмогор по причине их закрытия. Историко-культурная обстановка исследуемого нами региона наполнена различными природными, историческими и культурными памятниками. Зоны Сухоны, Северной Двины и Белого моря достойны музеефикации и разработки маршрутов для путешественников. Прежде всего, здесь уже имеются музеи с интересными экспозициями и формами работы с посетителями.

На берегах Сухоны и Северной Двины много населённых пунктов. Но в классическом понимании северной деревни ныне нет. Есть сельское поселение, но нет сельскохозяйственного производства. Деревня превратилась в дачное поселение. С исчезновением колхозного производства прекратилось и возделывание полей. Фермерское хозяйство не заменило коллективного производства. Примером тому является история с раскрученным по центральному телевидению в 1990-е годы «Архангельским мужиком», развернувшем своё хозяйство на Северной Двине. Он выращивал картошку и содержал коровье стадо в 20 голов. Ставился как пример для подражания в ведении фермерского хозяйства. Однако, ныне нет «архангельского мужика», нет и его хозяйства.

Аллея Героев Советского Союза в Верхней Тойме
Аллея Героев Советского Союза в Верхней Тойме, автор: Решетников Николай

Сами же деревни практически опустели. Только на лето приезжают родившиеся здесь пенсионеры, иногда с детьми и внуками. Но внуки уже не интересуются прелестями деревенской жизни. Зимой иногда остаются в деревне 1-2 старика, иной раз и вовсе деревня пустует и покрывается толщей снега. 

Останавливаемся у деревни Коченьга на Сухоне. Иду по деревне на косогоре. С одной улицы на другую. Есть добротные дома, есть и брошенные развалюхи. На улицах никого. Дома открыты. У крыльца домашняя обувь. Но в домах никого. Наконец, нашёл живого человека. Беседую с пенсионеркой Надеждой Алейниковой (Протопоповой) 1955 года рождения, живущей в Северодвинске и приезжающей на лето в родную деревню. Большая деревня. Раньше село было с церковью Преображения, а 19 августа в престольный праздник с ярмарками. Были здесь колхоз «Память Ленина», школа, два скотных двора, свинарник, склады под зерно, клуб, библиотека. Кроме зерновых культур и овощей выращивали лён. По реке ходили пароходы «Тургенев», «Лесков», потом — «Заря». Рыбы в реке было в достатке. Селяне имели в своих дворах коров, поросят, кур, овец. Сейчас же никакой живности нет. Один раз в неделю приходит автолавка с продуктами, которые заказывают по телефону. Деревня большая, но многие дома стоят впусте. Лишь 9 домов с дачниками. Они имеют огороды, выращивают овощи и увозят на зиму в свои городские квартиры. Дом у Надежды Васильевны большой, с двумя русскими печками. На усадьбе баня, хозяйственные постройки и огород в 30 соток. Она купила вместо своего сгоревшего этот дом всего за 200 тысяч рублей. О будущем деревни с сожалением говорит: «Да какое будущее! Вот умрём мы, старики, и кто сюда приедет? Вот Вы зашли ко мне, я и рада. Пойдёмте, берёзовым соком угощу».

Свято-Преображенский монастырь на Соловках
Свято-Преображенский монастырь на Соловках, автор: Решетников Николай

На Сухоне нет того пассажирского и грузового сообщения, какое было как в царское и советское время. Но река обживается. С одной стороны, у каждой деревни стоят моторные лодки, на реке стоят сети, постоянно снуют туда-сюда рыбаки. С другой стороны, по реке сплавляются туристы на байдарках и катамаранах. Как правило, они идут от Тотьмы (изредка от Вологды) до Великого Устюга.

Нет пассажирского сообщения и на Северной Двине. Там в её среднем течении изредка появляются туристы на катамаранах да буксиры ведут за собой баржи, гружёные заготовленным лесом.

На протяжении всего пути мы останавливались на ночлег у берегов с наличием ручьёв с питьевой водой. Но спали всегда в лодке. В ней же и готовили пищу на газовой плите.

Живописные закаты

Незабываемое впечатление оставляют закаты — как на реках, так и на море. Они разные, но все насыщены яркими красками. Настоящее чудо природы. Неописуемое восприятие красоты. Солнце, уходя за горизонт дарит нам чудесную картину живой природы.

Однако закатами любоваться надо, не забывая при этом состояние рек. На Сухоне фарватер не обозначен. В иных местах находятся лишь буи или вешки. Но они обозначают не все подводные камни и перекаты, которых на Сухоне в достатке. На Северной Двине бакены стоят, но в особо опасных местах они плохо просматриваются, поэтому из-за намытых песков и отмелей трудно понять, где проходит основное русло реки.

Природу по нашему маршруту можно охарактеризовать одним древним русским словом: «ЛЕПОТА». Это и живописные берега с зеркальным отражением в воде, и многослойные цветные крутояры, и скальные обрывы с цветными минералами, и, конечно же, необыкновенной красоты закаты.

Закат при отливе
Закат при отливе, автор: Решетников Николай

Экологическая обстановка

В целом можно сказать, что взаимодействие человека и природы в основном благоприятны. Но есть и негативная сторона проблемы. По берегам Сухоны распространяется зловредное растение — борщевик. Добрался он и до северного края. По берегам Белого моря и на его островах борщевика нами не замечено. Вода в Сухоне и Северной Двине, по словам местных жителей, не пригодна для употребления в пищу. При нужде кипятить обязательно. Воду пить можно из реки Пинега, как уверяли нас туристы из Архангельска. В море вода чистейшая, очень хорошо просматривается дно у побережья. Но после того, как помоешь руки и вытрешь их полотенцем, на руках ощущаются мелкие вроде бы песчинки. Вероятно, это и есть морская соль.

Основная экологическая проблема заключается в характере самих рек, особенно Северной Двины. Она намывает пески, целые острова. Потому и меняется основное русло. Там, где были пристани (Котлас, Верхняя Тойма), сплошные пески и бывшие речные вокзалы и пристани оказались вдалеке от фарватера. В советское время существовала речная служба по очистке русла реки. Поднимали со дна реки камни, песок и вывозили на специальных баржах. Ныне такой службы нет. Частные владельцы участков рек перестали заботится о реке. Только на Северной Двине ниже Верхней Тоймы встретили мы буксир с бонами — признак работ по очистке фарватера. Намывные пески – одна экологическая проблема. Другая заключается в том, что местами глинистые берега захламляются деревьями, падающими к реке в результате подмыва течением.

Ещё одна проблема: на реках везде топляки — наследие прошлого времени, когда лес сплавляли по рекам. На море прибрежная полоса во многих местах забита плавником, выброшенным на берег морскими волнами.

Замытое песками русло Северной Двины у Верхней Тоймы
Замытое песками русло Северной Двины у Верхней Тоймы, автор: Решетников Николай

Ну и, наконец, как принято говорить, человеческий фактор. Люди порой оставляют кучи мусора, различных отходов своей деятельности. В Верхней Тойме на гору ведёт длинная и очень удобная лестница. В некоторых местах установлены площадки со скамейками для отдыха, но мусорных баков нет. Потому остатки еды, пакеты, окурки и прочий мусор скапливается под лестницей. На берегу Белого моря около одинокого домика стоит щит с надписью, в которой выражается благодарность за соблюдение чистоты. Тут же оборудовано место для костра и отдыха. Но вокруг пустые бутылки, консервные банки, склянки, бумага, разбросанные как попало головёшки. Люди не прислушиваются к умным советам. Да и о них в достаточной степени не побеспокоились. Мусорных баков нет. Нет и туалета. Другое дело на острове Анзер. У причала, куда подходят туристы для посадки и отправления на теплоход, установлены указатели, где находятся туалеты и мусорные баки.

Экологические проблемы следует решать комплексно. С одной стороны — это государственная забота по борьбе с борщевиком и очистке русла рек. С другой стороны — необходимость экологического воспитания населения.

Память

Наше путешествие, как, впрочем, и вся наша жизнь, это закрепление в памяти опыта прошлых поколений. Мы повторяем и развиваем этот опыт и передаём его по наследству.

Достойно сохраняют память в музеях, на площадях и улицах населённых пунктов. Это видимая сторона. Но сохраняется и невидимое. Это традиции. Отметим некоторые черты в нравственном облике северян.

Прежде всего, это дружелюбие и добропорядочность. Везде и всюду нас встречали приветливо и добросердечно. Приглашали в гости, откровенно рассказывали о своём житье-бытье, помогали в наших трудностях, давали полезные советы. И всё бескорыстно, от доброй души.

В деревне Сидоровская, которая входит в состав Конецгорья, встретился я с Надеждой Толстопятковой. Спросил, где можно набрать питьевой воды. Она тут же повела меня в свой огород к колодцу, включила мотор и набрала мне воды. При этом не удивилась, что пришёл незнакомый человек, и дружелюбно рассказала про свои заботы, показала огород, угостила вишней.

Лодка «Тортилла» и байдарка на фоне крутояра природного памятника «Опоки» (Сухона, Великоустюгский район)
Лодка «Тортилла» и байдарка на фоне крутояра природного памятника «Опоки» (Сухона, Великоустюгский район), автор: Решетников Николай

Другой пример, посёлок Березник. Пришвартовались мы к мосту в виде деревянного настила. Думали, что причал. Оказалось, что это специальные мостки для полоскания белья. Вечером полоскал бельё молодой человек. Утром пришла с бельём жена бывшего главы администрации посёлка Валентина. Вернее, не пришла, а приехала на крутой иномарке. У неё в доме есть всё для стирки, сушки, глажки белья. А полоскает бельё в реке. Соблюдает традицию. Разговорились. Она помогла нам во многом. На своей машине отвезла Юрия на заправку (а это далековато), где он заправил канистры бензином. Потом заполнили свой баллон газом. Закупили нужные нам продукты в магазинах. Меня отвезла в музей. На другой день, прощаясь, сказала, что не зря потратила время с нами — всё собой де занималась, надо и для других постараться, о других позаботиться.

Отправляясь из Холмогор, забыли мы на берегу упаковку с парусом. Через полчаса догоняет нас семейная пара на моторной лодке и передаёт нам забытый нами парус. Не требуя никакой платы. Отказался от оплаты и молодой человек, отремонтировавший нам повреждённый румпель.

Рыбаки делились с нами своим опытом, подсказывали, где и каким способом лучше всего ловить рыбу, дарили нам свои рыболовные принадежности.

Отдельная речь об архангельских туристах, с которыми мы познакомились в Холмогорах. Не просто познакомились. Подружились. И не только там, на берегу, они оказывали нам всяческую помощь, но и потом в Архангельске взяли нас под свою опеку. Они организовали нам встречу в Архангельске и стоянку в уютной бухте, посещение концерта, посвящённого Дню Военно-Морского флота, фестиваля духовых оркестров, двух архангельских верфей по изготовлению кочей, экскурсию в Малые Корелы и даже русскую баню. У нас установилась переписка и на последующее время.

Память и сохранение традиций — неотъемлемая часть духовной жизни северян. В городах и крупных посёлках память сохраняется на государственном уровне. Примерами тому музеи и памятники. Порадовало состояние памятников в Тотьме, Нюксенице, Великом Устюге, Котласе, Верхней Тойме, Брин-Наволоке, Холмогорах, Ломоносове, ну и, конечно же в Архангельске. Другое дело в деревнях. Они брошены на произвол судьбы. В них теплится жизнь только в качестве дачных мест.

Экспозиции краеведческого музея в Нюксенице
Экспозиции краеведческого музея в Нюксенице, автор: Решетников Никола

Памятник в Коченьге землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, зарос травой и бурьяном, к нему и подойти трудно. Около памятника заросшие травой бетонная площадка и скамьи для людей. Проводились здесь памятные мероприятия и чтили память земляков, когда деревня жила своей жизнью. Ныне в деревне нет крестьян, бывают только дачники. Священная память утрачивается. Восстановление северной деревни необходимо как раз в сохранении памяти. Памятью земля держится, с памятью люди продолжают свой род. Примером сохранения памяти может служить деятельность турклубов, с которыми мы встречались на пути.

Музеи и природные памятники по маршруту Тотьма — Соловки создают своеобразную цепочку «От музея к музею. От памятника к памятнику». То есть отдельные места уже музеефицированы. Осталось только связать эти отдельные музейные центры в единую систему с тем, чтобы весь регион по Сухоне, Северной Двине и Белому морю был музеефицирован. Вся эта территория, включая населённые пункты и объекты природы, может быть включена в состав единой региональной музейной сети. Проблема не сиюминутная. Она требует долгосрочного решения в рамках федеральной программы «Культура России». Музеефикация во многом может решить назревшие социально-экономические проблемы, в том числе занятость населения и возрождения деревни с сельскохозяйственным производством и развитием народных промыслов.

Подобные экспедиции с познавательной и в то же время научной целью могут способствовать разработке федеральной концепции возрождения сельских населённых пунктов, расположенных по берегам рек. Вместе с тем, реки России значимы не только в социально-экономическом плане, но в стратегическом отношении. Поэтому забота о сельских жителях, развитие экономического потенциала связаны с решением проблем государственного развития. Решению этих вопросов, как и сохранению социальной памяти, может способствовать музеефикация объектов природы, исторического и культурного наследия. Экспедиция наша закончилась вполне благополучно.

Голгофо-Распятский скит на острове Анзер
Голгофо-Распятский скит на острове Анзер, автор: Решетников Николай

Итоги:

  • По водному маршруту Тотьма — Соловки вполне возможно совершать путешествия на надувном спасательном плоту. Маршрут может быть разделён на три части: по Сухоне (Тотьма — Великий Устюг), по Северной Двине (Великий Устюг — Архангельск), по Белому морю (Архангельск — Пертоминская бухта — остров Жижгин – остров Анзер — Большой Соловецкий остров – Кемь).
  • Для комфортабельного путешествия и более глубокого познания края необходима музеефикация региона.
  • Состояние рек требует восстановления государственной службы по очистке рек и установлении навигационных знаков.
  • Необходимо восстановление сельскохозяйственного производства в северной деревне с тем, чтобы деревня кормила город.
  • Необходима разработка федеральной программы развития индустрии регионального туризма в рамках программы «Культура России».
  • Экспедиция завершилась благополучно. Пройдено 1350 км (по прямой) за 41 день с 7 июля по 16 августа 2022 г. В целом на экспедицию, включая выезд из дома и возвращение, понадобилось 53 дня (3 июля — 24 августа 2022 г.).
  • Цель экспедиции достигнута полностью. Кроме того, в ходе экспедиции выяснилось, что по этому маршруту совершал свои путешествия Пётр I, побывавший в Тотьме в 1693, 1694 и 1703 гг.
  • В ходе экспедиции установлены творческие связи с Вологодским отделением РГО, Архангельским центром РГО, с музеями в Тотьме, Нюксенице, Великом Устюге, Котласе, Березнике, Холмогорах, Архангельске и Соловецким морским музеем, а также с архангельскими туристами из школьного военно-патриотического объединения «Орден» (турклуб «3х15»).

Участники проекта:
Решетников Николай Иванович, член Русского географического общества;  
Бурлак Юрий Александрович, член Русского географического общества

Источник: сайт Русского Географического общества