Сегодня залезать в горячую печь для омовения кажется неправдоподобным занятием, но исторические документы подтверждают эту традицию. Причём исследования последних лет свидетельствуют о парении в печи не только на юге, но и в других регионах России.
Чтобы как следует пропариться, сначала выгребали из печи золу. Затем внутри расстилали сноп соломы и готовили ёмкость с горячей водой, а также вкусно пахнущий веник из веток местных деревьев. Залезали внутрь обычно вперед ногами, головой к заслонке. В больших печах можно было париться и сидя. Оказавшись внутри, человек затворял вход, обмакивал веник в воду и брызгал на стенки, чтобы возник пар. Затем он ложился на солому и хорошенько прогревался.
Крестьяне любили такую «баню» за экономность и простоту. Огонь в печи разжигали каждое утро — для готовки еды и обогрева жилья. А для парения нужно было лишь поставить в неё чугун с водой. Конечно, сразу в раскаленную топку никто не залезал: крестьяне ждали, пока печь немного остынет. Парились уже после дневных хлопот, ближе к шести-семи часам вечера.
Самое древнее упоминание об использовании печи как способа согреться сохранилось в «Житии преподобного Иринарха». Оно описывает события рубежа XVI—XVII веков. Герой одного из отрывков — дьякон «не мочий терпети студени», который «влазяще в печь». Эти слова доказывают, что в XVI веке печи были большими по размеру, а также могли использоваться как тёплое помещение.
В XIX веке парение в печи было известно во многих регионах. В книге «Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы» приводятся слова одного из жителей вологодских земель:
Бани у нас очень редко встречаются, несмотря на достаток леса; есть деревни совсем без бань, а моются у нас в печах, которые очень пространны, и мыться можно одному свободно, сидя… …Раздевшись в присутствии всей семьи, залезает один человек в печь с чугуном тёплой воды. Ему подадут веник и заслонкой закрывают. И несмотря на видимое неудобство, крестьянин, выпарившись до «лому костей» и хорошо промыв голову «щёлоком», да после всего этого окатившись водой на сарае, получает полное удовлетворение.
Размеры русской печи были действительно внушительными: к XIX веку она занимала пятую или даже четвертую часть избы, а в высоту достигала около двух метров от пола. Строили печь всегда в одном из углов и затем по периметру окружали полатями — спальными чердаками. На полатях спали дети и старики, а взрослые располагались на скамейках рядом.
Источник: Портал "Культура.РФ"