Алексей Елезарович Шельтинг (13 декабря 1710 — 17 февраля 1780, Ревель) — мичман, дослужившийся до контр-адмирала, участник Второй Камчатской экспедиции, занимался описанием рек и островов, а также снабжением экспедиции. В 1741 – 1742 годах на дубель-шлюпке «Надежда» исследовал и составил описание устья рек Охты и Уды, Шантарских островов и части Восточного побережья Сахалина.
Сын шаубенахта Вейбранта Шельтинга, Алексей родился за год до смерти родителя, но нашёл нового отца в капитане Петре Бернсе, за которого вдова шаубенахта, Доротея Фробус (Frobus), оставшаяся после смерти мужа в 1718 году с двумя малолетними детьми, вышла замуж. В 1730 году его мать подала императрице Анне Иоанновне прошение, в котором было сказано: «что так как сын плавал в течение шести лет с капитаном Бенсоном, то вероятно выучился у него морскому искусству и, невзирая на юность лет своих, сохранил всё в памяти». Учитывая заслуги отца, Алексей Шельтинг был принят во флот мичманом.
В 1733 году был по собственному желанию командирован в Вторую камчатскую экспедицию Беринга, в отряд капитана Шпанберга. До 1738 года находился в «разных посылках для транспорта, при отправлении припасов, материалов, перевозок и переправок оных по разным рекам и городам». В 1738 году, в Охотске принял командование над дубель-шлюпкой «Надежда» и плавал на ней от Охотска к Большерецкому острогу, Курильским островам и дошёл до о. Уруп.
В 1739 году с Южным отрядом Шпанберга, командуя ботом «Святой Гавриил», Шельтинг прошёл от Большерецка до Курильских островов, где принял командование над дубель-шлюпкой «Надежда», на которой 14 июня 1739 достиг берегов Японии. На обратном пути, на широте 44 градуса «Надежда» в тумане отстала от отряда, попала в большое количество штормов и пришла в Большерецк только 31 августа, позже других судов. В Большерецке Шельтинг получил приказ доставить больных в Охотск. После трёх попыток пробиться в Охотск 7 октября вернулись в Большерецк, где и зимовали. 11 человек умерло. В 1740 году, командуя дубель-шлюпкой «Надежда», Шельтинг перешёл из Большерецка в Охотск.
В 1741 году, на дубель-шлюпке «Надежда», Шельтинг с геодезистом Гвоздевым описал устье рек Охты и Уды, ездил в Удской острог и произвёл описание Шантарских островов.
В следующем году, командуя бригантиной «Архангел Михаил», плавал около Курильских и Японских островов. В июле Шельтинг вступив в командование дубель-шлюпкой «Надежда», получил команду продолжить описание западного побережья Охотского моря от устья реки Уда до устья Амура. 1 августа «Надежда» подошла к Сахалину на широте 50°10’с.ш. Спустившись на юг до широты 45°34’с.ш., (то есть примерно до местоположения современного посёлка Терней в Приморском крае) судно вошло в пролив, отделяющий Японию от Сахалина и впоследствии названный проливом Лаперуза. Из-за густого тумана не было видно берега, хотя он находился в шести милях. 20 августа из-за появившейся течи и недостатка провианта Шельтинг взял курс на Камчатку и, описав часть восточного берега Сахалина, в сентябре 1742 года возвратился в Охотск.
В 1743 году Шельтинг был произведён в лейтенанты и командирован из Охотска в Якутск для наблюдения за отправкой материалов и припасов для экспедиции Беринга. Находясь в экспедиции до 1744 года, всё время вёл журнал. В 1744 году вернулся в Санкт-Петербург.
В 1747—1748 годах лейтенант Шельтинг командовал придворной яхтой «Декроне». В 1750 году мать Алексея Шельтинга подавала прошение в коллегию о назначении сына капитаном над Рижским портом за уважение к заслугам её мужей, первого — шаубенахта Шельтинга и второго — капитана Петра Бенса. Просьба эта была оставлена без последствий. До 1753 года Алексей Шельтинг плавал на разных судах, командовал фрегатом «Святой Яков», линейным кораблём «Селафаил».
В 1754 году Шельтинг произведён в капитан-лейтенанты. В 1758 году произведён в капитаны 3 ранга с назначением на должность советника при адмиралтейской конторе.
Во время семилетней войны Алексей Шельтинг командовал разными судами у берегов Пруссии. В 1760 году в чине капитана 2 ранга, командуя линейным кораблём «Святой Александр Невский», находился с флотом при взятии крепости Кольберг. За неудачную осаду Кольберга попал под суд, но вскоре прощён и через два года произведён в капитаны 1 ранга. В течение 5 лет командовал разными судами в эскадрах адмиралов Спиридова и Мордвинова. В 1766 году произведён в капитаны генерал-майорского ранга, и в течение 2-х лет был главным командиром Архангельского порта. Тогда ему было поручено снаряжение экспедиции В.Я. Чичагова к Северному полюсу.
С 1768 по 1772 г. генерал-казначей, а в 1772 году с получением звания контр-адмирала назначен был главным командиром Ревельского порта. Выбыл из службы в 1780 году.
В честь А.Е. Шельтинга названы:
- Гора Шельтинга на восточном побережье о. Сахалин.
- Залив Шельтинга, северное побережье Охотского моря.
- Мыс Шельтинга на восточном побережье о. Сахалин.
- Посёлок Шельтинга в Ольском районе Магаданской области Российской Федерации.
- Рыболовецкое судно «Мыс Шелтинга» Бортовой номер и название: Х-0524, ИМО №: 9053359, год постройки: 1995, Страна постройки: Германия
Источник: Экспедиции Беринга