Петербург c Центральной Россией в начале XVIII века связала Вышневолоцкая водная система. А в начале XIX века построили её дублёра – Мариинскую водную систему. Поток грузов рос так быстро, что почти одновременно с Мариинской системой построили ещё одну – Тихвинскую.
Путь в Петербург по Тихвинской водной системе начинался в устье реки Мологи, впадавшей в Волгу выше Рыбинска (теперь Молога впадает в Рыбинское водохранилище). Суда двигались вверх по Мологе, и по системе её притоков Чагодоще, Чагоде, Горюну, Соминке, Валченке. Последние речки в этом списке совсем маленькие и мелкие. Верховья Валченки и озеро Еглино соединили Тихвинским каналом через водораздел Каспийского и Балтийского водных бассейнов. В озере Еглино берёт начало река Тихвинка. Тихвинка впадает в Сясь, а Сясь в Ладожское озеро. Из Сяси в Неву суда двигались вдоль южного берега Ладожского озера по каналам, о которых описано в первых двух частях.

Чтобы уровень воды в канале и речках был приемлемым для судоходства, пришлось построить 62 (!) плотины со шлюзами. Шлюзы получили имена городов Российской империи. Движение судов по Тихвинской системе началось в 1811 году. Тихвинская система была значительно короче Вышневолоцкой и Мариинской. Путешествие по ней занимало «всего» около месяца.





В течение всего XIX века систему совершенствовали. Извилистые речки спрямляли, шлюзы удлиняли и расширяли. Но в ХХ веке развитие других видов транспорта, в первую очередь железнодорожного, привело к постепенному упадку Тихвинской системы. После войны водный путь использовался уже только для местных перевозок, преимущественно пассажирских и экскурсионных, но они не оправдывали содержание и ремонт многочисленных плотин и шлюзов. В 1956 году Тихвинская система была закрыта. В наши дни от неё практически ничего не осталось. Плотины и шлюзы были разобраны или разрушились, только остатки некоторых из них используются как мосты. Судоходство давно стало невозможным.
В 2014 году восстановили Тихвинский шлюз в городе Тихвине у стен знаменитого Успенского монастыря. Восстановленный шлюз стал памятником Тихвинской водной системе.


Источник: Петербургский краевед