• Как возили грузы в Петербург. Тихвинская водная система

  • Back
19.10.2022 by 

Петербург c Центральной Россией в начале XVIII века связала Вышневолоцкая водная система. А в начале XIX века построили её дублёра – Мариинскую водную систему. Поток грузов рос так быстро, что почти одновременно с Мариинской системой построили ещё одну – Тихвинскую.

Путь в Петербург по Тихвинской водной системе начинался в устье реки Мологи, впадавшей в Волгу выше Рыбинска (теперь Молога впадает в Рыбинское водохранилище). Суда двигались вверх по Мологе, и по системе её притоков Чагодоще, Чагоде, Горюну, Соминке, Валченке. Последние речки в этом списке совсем маленькие и мелкие. Верховья Валченки и озеро Еглино соединили Тихвинским каналом через водораздел Каспийского и Балтийского водных бассейнов. В озере Еглино берёт начало река Тихвинка. Тихвинка впадает в Сясь, а Сясь в Ладожское озеро. Из Сяси в Неву суда двигались вдоль южного берега Ладожского озера по каналам, о которых описано в первых двух частях.

Как возили грузы в Петербург. Тихвинская водная система

Чтобы уровень воды в канале и речках был приемлемым для судоходства, пришлось построить 62 (!) плотины со шлюзами. Шлюзы получили имена городов Российской империи. Движение судов по Тихвинской системе началось в 1811 году. Тихвинская система была значительно короче Вышневолоцкой и Мариинской. Путешествие по ней занимало «всего» около месяца. 

Река Молога в Устюжне
Река Молога в Устюжне
Село Сомино. Мост через речку Соминку на месте Вологодского шлюза
Село Сомино. Мост через речку Соминку на месте Вологодского шлюза
Тихвин. Подвесной мост через Тихвинку на месте Новгородского шлюза
Тихвин. Подвесной мост через Тихвинку на месте Новгородского шлюза
Тихвинка у стен Успенского монастыря
Тихвинка у стен Успенского монастыря
Тихвин. Улица Римского-Корсакова вдоль берега Тихвинки
Тихвин. Улица Римского-Корсакова вдоль берега Тихвинки

В течение всего XIX века систему совершенствовали. Извилистые речки спрямляли, шлюзы удлиняли и расширяли. Но в ХХ веке развитие других видов транспорта, в первую очередь железнодорожного, привело к постепенному упадку Тихвинской системы. После войны водный путь использовался уже только для местных перевозок, преимущественно пассажирских и экскурсионных, но они не оправдывали содержание и ремонт многочисленных плотин и шлюзов. В 1956 году Тихвинская система была закрыта. В наши дни от неё практически ничего не осталось. Плотины и шлюзы были разобраны или разрушились, только остатки некоторых из них используются как мосты. Судоходство давно стало невозможным.

В 2014 году восстановили Тихвинский шлюз в городе Тихвине у стен знаменитого Успенского монастыря. Восстановленный шлюз стал памятником Тихвинской водной системе.

Тихвинский шлюз, восстановленный в 2014 году
Тихвинский шлюз, восстановленный в 2014 году
Тихвинский шлюз, восстановленный в 2014 году
Тихвинский шлюз, восстановленный в 2014 году
Источник: Петербургский краевед