С давних времён существовали дороги из Москвы в Великий Новгород через Тверь, и из Великого Новгорода в Ладогу (ныне это Старая Ладога) вдоль реки Волхов. Была построена дорога соединившая Петербург и дорогу Новгород – Ладога (около нынешнего Чудово). Таким образом, появилась дорога, которая теперь называется трассой М-10. Однако в XVIII веке называть её дорогой можно было только условно. Более или менее нормально по ней можно было передвигаться только сухим летом и морозной зимой. По-прежнему основным способом доставки грузов оставался водный путь. Доставка грузов по воде обходилась гораздо дешевле.
Но грузопоток из Поволжья в Петербург быстро увеличивался, особенно в связи с начавшимся экспортом зерна. Появился и стал расти встречный поток грузов из Петербурга в Центральную Россию. А пропускная способность Вышневолоцкой системы оставалась ограниченной, главным образом из-за нехватки воды в её верхней точке – Вышнем Волочке.
Поэтому в начале XIX века построили вторую водную систему – Мариинскую. Водный путь был назван именем вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, супруги Павла I и матери «действующего» императора Александра I . Ключевым элементом системы стал Мариинский канал через водораздел Балтийского и Каспийского водных бассейнов. Канал соединил верховья рек Вытегра и Ковжа. На канале, реках Вытегре и Ковже построили более 20 плотин и шлюзов. Движение судов началось в 1808 году.
Путь из Петербурга на Волгу проходил по Неве, каналам вдоль южного берега Ладоги, реке Свирь, Онежскому озеру, реке Вытегре, Мариинскому каналу, реке Ковже Белому озеру и реке Шексне, впадавшей в Волгу у Рыбинска (теперь Шексна впадает в Рыбинское водохранилище). Путь от Петербурга до Рыбинска суда преодолевали за несколько месяцев. Суда, как и на Вышневолоцкой системе, были небольшие и плоскодонные, и плавание по открытому озеру было весьма опасно. От истока Невы до устья Волхова суда двигались по каналу Петра I (Староладожскому), построенному для Вышневолоцкой системы. От устья Волхова до устья реки Сясь ещё в 1802 году был построен канал Екатерины II (Старосясьский) для доставки в Петербург леса, заготовленного на берегах Сяси. Устье Сяси и устье Свири соединил Свирский (Старосвирский) канал. Затем были построены Онежский и Белозерский каналы в обход Онежского и Белого озёр. В конце XIX века параллельно Старосясьскому и Старосвирскому каналам построили более глубокие и широкие канал Императрицы Марии Фёдоровны (супруги Александра III и матери Николая II ) (Новосясьский) и канал Александра III (Новосвирский). Сейчас все эти каналы объединяют топонимами Староладожский и Новоладожский.
Вообще Мариинская система постоянно совершенствовалась в течение всего своего существования. Она действует и сейчас. После коренной реконструкции 1964 года система получила название Волго-Балтийский водный путь (до 1991 года им. Ленина). Волго-Балт способен пропускать суда водоизмещением 5 тысяч тонн. Но это уже другая история.
Отмечу ещё один интересный факт. На берегу реки Вытегра в селе Анхимово стояла построенная в 1708 году Покровская церковь – прекрасный памятник деревянной архитектуры. Её было хорошо видно с судов, идущих по Мариинской системе. К несчастью в 1963 году церковь сгорела. А в 2004 году на правом берегу Невы в Невском Лесопарке рядом с Петербургом построили новую Покровскую церковь, копию Анхимовской. И её хорошо видно с судов, идущих по Волго-Балту. Такая вот преемственность.
Источник: Петербургский краевед