• Как возили грузы в Петербург. Мариинская водная система

  • Back
14.10.2022 by 

С давних времён существовали дороги из Москвы в Великий Новгород через Тверь, и из Великого Новгорода в Ладогу (ныне это Старая Ладога) вдоль реки Волхов. Была построена дорога соединившая Петербург и дорогу Новгород – Ладога (около нынешнего Чудово). Таким образом, появилась дорога, которая теперь называется трассой М-10. Однако в XVIII веке называть её дорогой можно было только условно. Более или менее нормально по ней можно было передвигаться только сухим летом и морозной зимой. По-прежнему основным способом доставки грузов оставался водный путь. Доставка грузов по воде обходилась гораздо дешевле.

Но грузопоток из Поволжья в Петербург быстро увеличивался, особенно в связи с начавшимся экспортом зерна. Появился и стал расти встречный поток грузов из Петербурга в Центральную Россию. А пропускная способность Вышневолоцкой системы оставалась ограниченной, главным образом из-за нехватки воды в её верхней точке – Вышнем Волочке.

Поэтому в начале XIX века построили вторую водную систему – Мариинскую. Водный путь был назван именем вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, супруги Павла I и матери «действующего» императора Александра I . Ключевым элементом системы стал Мариинский канал через водораздел Балтийского и Каспийского водных бассейнов. Канал соединил верховья рек Вытегра и Ковжа. На канале, реках Вытегре и Ковже построили более 20 плотин и шлюзов. Движение судов началось в 1808 году.

Мариинская водная система

Путь из Петербурга на Волгу проходил по Неве, каналам вдоль южного берега Ладоги, реке Свирь, Онежскому озеру, реке Вытегре, Мариинскому каналу, реке Ковже Белому озеру и реке Шексне, впадавшей в Волгу у Рыбинска (теперь Шексна впадает в Рыбинское водохранилище). Путь от Петербурга до Рыбинска суда преодолевали за несколько месяцев. Суда, как и на Вышневолоцкой системе, были небольшие и плоскодонные, и плавание по открытому озеру было весьма опасно. От истока Невы до устья Волхова суда двигались по каналу Петра I (Староладожскому), построенному для Вышневолоцкой системы. От устья Волхова до устья реки Сясь ещё в 1802 году был построен канал Екатерины II (Старосясьский) для доставки в Петербург леса, заготовленного на берегах Сяси. Устье Сяси и устье Свири соединил Свирский (Старосвирский) канал. Затем были построены Онежский и Белозерский каналы в обход Онежского и Белого озёр. В конце XIX века параллельно Старосясьскому и Старосвирскому каналам построили более глубокие и широкие канал Императрицы Марии Фёдоровны (супруги Александра III и матери Николая II ) (Новосясьский) и канал Александра III (Новосвирский). Сейчас все эти каналы объединяют топонимами Староладожский и Новоладожский.

Красный и Белый маяки на входе в Новосясьский канал из Волхова
Красный и Белый маяки на входе в Новосясьский канал из Волхова
Река Свирь
Река Свирь
Мост через Свирь рядом с Лодейным Полем
Мост через Свирь рядом с Лодейным Полем
Исток Свири. Вдали Онежское озеро. Начало мая. По реке идёт онежский лёд
Исток Свири. Вдали Онежское озеро. Начало мая. По реке идёт онежский лёд
Онежский канал
Онежский канал
Вознесенье. Обелиск в честь открытия Онежского канала у входа в канал из Свири
Вознесенье. Обелиск в честь открытия Онежского канала у входа в канал из Свири

Вообще Мариинская система постоянно совершенствовалась в течение всего своего существования. Она действует и сейчас. После коренной реконструкции 1964 года система получила название Волго-Балтийский водный путь (до 1991 года им. Ленина). Волго-Балт способен пропускать суда водоизмещением 5 тысяч тонн. Но это уже другая история.

Верхне-Свирская ГЭС в Подпорожье. Построена в 1952 году. Благодаря плотине уровень Свири выше ГЭС поднялся и Свирские пороги, мешавшие судоходству, скрылись под водой
Верхне-Свирская ГЭС в Подпорожье. Построена в 1952 году. Благодаря плотине уровень Свири выше ГЭС поднялся и Свирские пороги, мешавшие судоходству, скрылись под водой

Отмечу ещё один интересный факт. На берегу реки Вытегра в селе Анхимово стояла построенная в 1708 году Покровская церковь – прекрасный памятник деревянной архитектуры. Её было хорошо видно с судов, идущих по Мариинской системе. К несчастью в 1963 году церковь сгорела. А в 2004 году на правом берегу Невы в Невском Лесопарке рядом с Петербургом построили новую Покровскую церковь, копию Анхимовской. И её хорошо видно с судов, идущих по Волго-Балту. Такая вот преемственность.

Покровская церковь в Невском Лесопарке
Покровская церковь в Невском Лесопарке
Источник: Петербургский краевед