Для плавания в Америку Беринг привлёк к участию в экспедиции в качестве живописца находящегося в Охотске ссыльного капрала Фридриха Плениснера. Тот действительно умел рисовать и учил в Охотске рисованию детей Беринга и Чирикова. Плениснер находился в 1741 году с Берингом на одном судне. Однако ни одного его рисунка не сохранилось. В архивах флота и Академии наук они не обнаружены.
Четвертая загадка. Пропавшая галерея
После окончания экспедиции Плениснер продолжал службу в Охотске и Анадырском остроге, дослужился до полковника, составил отчет для Екатерины II об изысканиях на Чукотке. В 1776 году вернулся в Петербург, где спустя три года скончался. Никаких сведений об оставшихся у него рисунках нет.
Дела Второй Камчатской экспедиции окончательно завершал Свен Ваксель, старший офицер с корабля Беринга. После смерти Вакселя многие документы унаследовал его сын Лоренц (Лаврентий), который двенадцатилетним мальчиком плавал к берегам Америки вместе с отцом и капитан-командором. Лаврентий Савельевич Ваксель дослужился до генерал-майора и скоропостижно скончался в июле 1781 года в Архангельске, где исполнял должность главного командира порта. Среди описи вещей генерала перечислялись два комода с документами и коллекция картин: портретов царей — 29, фамильных — 26, разных гравированных портретов и картин за стеклами — 95 и 36 пейзажных полотен. Данное обстоятельство заслуживает внимания. Личные галереи в XVIII веке имели лишь крупные вельможи или состоятельные лица, имеющие хороший доход. Ни к одной из перечисленных категории Вакселя отнести нельзя. Скорее всего, вся коллекция не покупная. Тогда откуда она? Выскажем предположение: возможно, это и есть работы Плениснера, а в комодах — бумаги Второй Камчатской экспедиции.
Документы, связанные с Берингом, далеко не все оказались в архивах. Историк В.Н. Берх отмечал, что у внучки мореплавателя, бывшей замужем за отставным капитаном 2-го ранга А.А. Шатеном, сохранилось много материалов о её славном предке. Она проживала в Белгороде. Берх не успел с ними ознакомиться, а после многочисленных войн и революций вряд ли что осталось.
Вернёмся к картинам и комодам с бумагами. После смерти Лаврентия Вакселя его родной брат Василий в письме к ярославскому наместнику Мельгунову спрашивал: что с бумагами делать? (Архангельск в тот период входил в Ярославское наместничество). В Ярославском архиве ответного письма, к сожалению, найти не удалось.
Галерея и бумаги Лаврентия Вакселя не найдены. Но надежда на успех осталась. Ваксели жили в Соломбале, поэтому Архангельские пожары их не тронули. У них было имение в Вологодской губернии. В Вологду переехал в конце жизни брат Василий, принимавший активное участие в наследственном деле. Поэтому географию поиска необходимо расширить: следы искомых документов могут быть не только в центральных хранилищах, но и в архивах Архангельска, Ярославля, Вологды и Великого Устюга. Последний город представляется особенно интересным. Во время непродолжительного существования Северо-Двинской губернии в Великий Устюг свезли большое число документов, которые так и остались неразобранными.
Очевидно, будущее поколение историков флота ждёт ещё много работы. Впереди у них увлекательный поиск и потрясающие находки. Пожелаем им удачи, пусть их успех как можно раньше станет всеобщим достоянием.
Предыдущая статья была о портрете Витуса Беринга.
Источник: проект «Экспедиции Беренга»