Все прекрасно знают картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге», написанную в 1870-1873 годах, но при этом что мы знаем об этом явлении? Давайте разберемся подробнее.
— Какой, однако, это ужас, — говорю я уж прямо.
«Далекое близкое» (Автобиография), Илья Репин
— Люди вместо скота впряжены! Савицкий, неужели нельзя как-нибудь более прилично перевозить барки с кладями, например буксирными пароходами?
Судоходство на реках России
Географические и климатические условия русской равнины издревле способствовали развитию водных путей сообщения.
К началу XIX в. в России по рекам перевозились большие объёмы грузов. С нижней Волги в верховые города отправлялось зерно, лён, пенька и т.д. В 1777 г. для отгрузки за границу по Вышневолоцкой системе было перевезено около 202 тысяч тонн различных товаров. Быстро рос экспорт железа из Санкт-Петербургского порта. Продукция уральских заводов сплавлялась по реке Чусовой в Каму, по Волге поднималась до Твери, оттуда через Вышний Волочёк и Новгород попадала в Санкт-Петербург. В 1797 г. вывоз железа из России составил 62 тысяч тонн.
Речное судоходство делилось на сплавное (совершалось вниз по течению реки) и взводное (против течения). Если судно попадало на мель его приходилось снимать вручную или «паузить» – перегружать товары в мелкие суда. Прохождение порогов было очень рискованно и зачастую приводило к человеческим жертвам.
Подъём судов против течения мог осуществляться под парусом, на вёслах, подтягиванием судна к завезённым вперёд якорям, гужевой тягой или лямкой – когда судно тянула ватага бурлаков.
Буксировка судов
Для бечевой тяги с судна на берег спускалась бечева – крепкая пеньковая верёвка, длину её регулировали в зависимости от того, на каком расстоянии от берега шло судно. От конца через каждые три сажени к бечеве крепились тоньки, к которым привязывались кожаные лямки. В эту лямку впрягался бурлак, он надевал её через голову на грудь и на оба плеча. Опытный бурлак шедший во главе бечевы назывался «шишкой», от его ловкости и умения зависела слаженность работы артели. Задний бурлак в бечеве назывался «завозенным». Крупные суда могли идти на двух бечевах.
Волга выше Рыбинска, а также Вышневолоцкая и Мариинская водные системы имели хорошую береговую полосу (бечевник) по которой и шли бурлаки.
Использование бечевника регулировалось законодательно. Уже с давнего времени законы, согласно с началами Уложениями царя Алексея Михайловича, по отношению к водным сообщениям неоднократно подтверждали, чтобы прибрежные владельцы на пространстве бечевника допускали проход и проезд людям, занимающимся подъёмом речных судов, позволяли баркам и другим судам останавливаться у берегов, причаливать к ним и выгружать свои товары, вообще не препятствовали законному пользованию бечевником и не повреждали его.
В утратившем силу Водном кодексе Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ береговая полоса именовалась бечевником
На нижней Волге уровень воды существенно менялся во время навигации, постоянного бечевника не существовало.В этом случае буксировка могла осуществляться завозом якорей. Суть технологии заключалась в завозке якорей вперёд на шлюпке, последующем вращении бурлаками барабана и подтягивании судна вслед за якорем, после чего весь процесс повторялся заново.
Бурлаки
Бурлацкий труд был сезонным — весной и осенью барки тянули по «большой воде». Для этого бурлаки объединялись в артели от 10 до 45 человек, были и женские артели. Бурлацкой столицей империи с начала XIX века считался Рыбинск. Через этот город в летнюю навигацию проходила четверть бурлаков. Всего же их численность в империи максимально составляла около от 400 до 650 тыс. человек. Главной бурлацкой рекой была Волга.
Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение.
Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивании расшивы с места после подъёма якоря.
Когда Репин писал картину «Бурлаки на Волге», ватаги считались уже уходящей натурой. Однако труд бурлаков был востребован очень долго. В последующие голодные годы появились даже бурлачки-женщины. И только в 1929 году специальным постановлением Народного комиссариата путей сообщения человеческая тягловая сила была запрещена.
В Западной Европе (например, в Бельгии, Нидерландах и Франции, а также в Италии) передвижение речных судов с помощью живой силы и тягловых животных сохранялось до тридцатых годов XX века. А вот в Германии использование живой силы прекратилось уже во второй половине XIX века.
Суда
В 1830 году на Волге было до 15 000 судов, на Оке– около 6 000, на Каме – около 1 800, 1 150 на других притоках Волги. Таким образом, общее количество судов на реках Волжского бассейна, составляло в 1830 году 23 950 единиц.
Речные суда имели различную конструкцию и размеры. В XVIII—XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива.
Расши́ва — парусное речное плоскодонное судно, использовавшееся на Волге. Мариинской водной системе и Каспийском море в XVIII—XIX веках.
Строились расшивы преимущественно в Костромской, Нижегородской и Казанской губерниях из соснового и елового пиленого леса, в XIX веке цена одного судна в среднем составляла от 800 до 1000 рублей серебром, а срок службы — 7—8 лет.
Размеры расшив в зависимости от района их плавания и груза были различны, но не очень велики. Обычно от 28 до 32 м длины и от 6,5 до 8,5 м ширины. Однако, бывали расшивы до 53 метров длины.
Расшивы в длину свыше 53 метров были невыгодны вследствие трудности подъёма таких судов против течения. На Волге были 3 – 4 расшивы – гиганта, но для подъёма вверх они имели конные приводы.
На расшивах использовались 2 якоря: большой назывался бабаем и мог весть до 570 килограммов, вес второго малого якоря мог достигать 250 килограммов. Якорные канаты изготавливались из пеньки и их длина достигала 213 метров. При расшивах обычно держали одно небольшое гребное судно.
Расшивы были разных типов. Гребные или гребновские расшивы ходили из Астрахани с рыбой. Спиртовые расшивы перевозили из Астрахани и других низовых городов виноградные вина. В основном на расшивах перевозился хлеб, следовавший с низовьев Волги на Рыбинск и оттуда в Петербург и за границу.
Именно расшиву тянут бурлаки в картине Репина.
Гусянки, Мокшаны, Унженки в сравнении с расшивами имели меньшую осадку и большую длину. Для Уральских железных караванов строились барки и коломенки,
Коломенки появились в XVI веке. Строились на реке Чусовая, в верховьях Камы и на Вятке, большей частью из елового леса. Крепились нагелями и железными гвоздями, конопатились паклей и мочалом, совершенно не смолились. Управлялись коломенки вёслами, располагаемых поровну на носу и корме, в более же позднее время – рулём, навешиваемым на петлях и крючках. В низовьях ходили на вёслах, а обратно бурлацкой тягой и с помощью кабестанов.
Коломенки отличались от остальных типов сплавных судов большим отношением длины корпуса к ширине (5 — 6 против 3 — 4). Как правило, они изготавливались из дерева с широким применением круглого леса, имели длину до 53 метров, ширину до 6 метров, осадку до 1,5 метров и грузоподъёмность до 750 тонн. На большинстве из них обустраивалась двускатная крыша. Первоначально форма носовой части их корпусов была на 25 — 30 сантиметров шире, чем кормовой для лучшей устойчивости на курсе при сплаве.
Мокшаны — беспалубные суда, так же, как коломенки, имели двускатную крышу, а борта к штевням возвышались на 1 —1,5 м.
Было оборудовано съёмной мачтой с небольшим прямым парусом, который ставился при благоприятном ветре. Судна имели длину 30-60 метров.
Борта часто украшались изображениями фантастических чудовищ, кормовая часть — искусной резьбой. В средней части устраивалась жилое помещение казёнка с двускатной крышей.
Изначально мокшаны строили мокшане, жившие по Цне и Мокше. Позднее мокшаны стали строить не только на Цне и Мокше, но также в Казани, Нижнем Новгороде и Москве.
Источник: Морской Инженер