Николай Яковлевич Озерецковский – родился в семье священника Якова Озерецковского. В 1768 году в числе лучших семинаристов отправлен в Академическую гимназию и 8 июня был включён в академическую экспедицию Петербургской академии наук по изучению производительных сил России. В 1774 году был направлен Академией наук для продолжения образования в Лейденский университет, а затем в Университет Страсбурга, где получил степень доктора медицины. В 1776 году он отправил в академию свою работу «De muscis». Вернувшись в Санкт-Петербург весной 1779 года, Озерецковский был назначен адъюнктом по естественной истории Академии наук и помощником академика И.А. Гюльденштедта.
Летом 1785 года Академия наук направила Н.Я. Озерецковского в экспедицию для изучения Ладожского и Онежского озёр. К этому времени он уже признанный учёный-натуралист, академик, разносторонне образованный человек и опытный исследователь.
Районы и результаты исследования
Путешественники отправились на сойме, небольшом парусном судне, которое обычно использовали рыбаки для промысла. В течение трёх дней сойма двигалась по Неве к Шлиссельбургу, а затем вышла в Ладожское озеро. Маршрут проходил: по Неве до Шлиссельбурга, затем по Ладожскому озеру, к острову Коневец; следующие пункты — город Кексгольм, остров Валаам, города Сердоболь и Олонец, затем вверх по реке Свирь до Онежского озера у Петрозаводска, к Повенцу и водопаду Кивач, оттуда по Вытегре, и обратно по Свири и Ладожскому озеру до Новой Ладоги, где, против впадения реки Волхов в озеро, произведены «опыты относительно действия масла на волнение волн», и дальнейший путь через Новую Ладогу, куда учёный прибыл 23 сентября, а 26 сентября его маленькое судно достигло набережных Петербурга.
Результаты путешествия Н.Я. Озерецковского по Ладожскому и Онежскому озерам получили высокую оценку и принесли учёному заслуженный успех в кругу учёных коллег. Отдельные подневные заметки стали выходить в виде журнальных статей уже в 1786 в «Новых ежемесячных сочинениях». Одновременно учёный начал подготовку книги «Путешествие по озёрам Ладожскому и Онежскому». Этот труд, составленный в лучших традициях российских путешествующих академиков, дал разностороннюю картину природы обширного края, охватившие бассейны двух крупнейших озёр Севера России: первые наброски физико-географической характеристики, очерк геологического строения и рельефа, описание растительности (от лесов до экзотических видов трав), животного мира (от зверей до насекомых) исследуемых территорий. Широко и полно описаны и сами озерные водоёмы, от глубин и строения береговой линии до характеристики вод и обитателей водной толщи. Озерецковский первый в географической литературе своего времени дал всеобъемлющее описание двух важнейших отечественных озёр, тем самым став у истоков русского озероведения.
Основной труд Н.Я. Озерецковского:
Путешествие по озёрам Ладожскому и Онежскому. СПб. 1792.
Второе издание 1812. // ПСУП; совр., сокращенное изд. Петрозаводск, 1989.
О рисунках
В 1792 году было опубликовано 13 рисунков. Имя автора рисунков не известно.
- — «Гавань;
- — Ворота в гавань с полуденной стороны;
- — Галиоты и прочие суда, заехавшие в гавань, спасаясь от погоды;
- — Рабочие соймы, въехавшие в гавань для исправления рыболовных снастей;
- — Романовки, нагружаемые дровами для отвоза в Петербург;
- — Брёвна сплачиваются в плоты;
- — Готовые плоты, счаленные в одну линию;
- — Брёвна, для плотов приготовленные;
- — Поленницы дров для отправления в Петербург;
- — Гонка с дровами, из гавани в Петербург идущая;
- — Прикащичей дом;
- — Крестьянские избы;
- — Коптилки или избы, где приезжие рыбаки сушат и окуривают сети».
«Вся окружность [острова] состоит в 11 верстах; широта его не ровна; самая же большая не более, как на четыре версты простирается. Он покрыт крупным лесом, между которым довольно лугов и пахотной земли, весь принадлежит Коневскому монастырю, лежащему…на западном берегу острова. Берег против монастыря песчаный и отмелый; потому для подхода к монастырю проведён деревянный мост, отчасти на воде лежащий … Монастырь сей заштатный, и братия никакого жалованья не получает, а кормятся единственно от острова, на котором имеют пашню, сенные покосы и держат скот. Но главнейшая подпора в их содержании есть рыбная ловля, которую производят вокруг своего острова в Ладожском озере».
Остров получил своё название от «Конькамня». «Камень сей лежит на поверхности земли в северо-западной стороне острова версте в полуторе от монастыря, окружён отвсюду лесом и раскиданными дикими камнями, от которых отличается он своею величиною, потому что в окружности своей имеет с лишком двенадцать сажен, а в вышину от земли до поверхности его намерил я в нём семь аршин. Он имеет вид треугольника, но как поверхность, так и бока его не ровны по причине горбов и впадин… Громада сия есть отрывок серого гранита, какой уповательно и в горах острова сокрыт обретается … Конькамень получил сие название от старожилых набережных обывателей потому, что каждое лето приносили они ему в жертву по лошади за сбережение их скота, который для корму перевозили они с берегу на остров и без пастуха оставляли там на целое лето, по прошествии которого покидали оного коня на острове у камня в знак благодарности к невидимым жителям, кои, по их мнению, под камнем находились и скот их летом охраняли. Оставленный на острове конь зимою обыкновенно пропадал, но тогдашние жители думали, что пожирают коня нечистые духи, под камнем обитающие».
«Остров Валаам в окружности имеет 27 вёрст. Берега его инде состоят из каменных утёсов, которых верхи покрыты лесом, инде из отлогих скатов и подолов гор, которыми испещрён весь остров. Во внутренность его с разных сторон простираются из озера великие губы или заливы, коих направление, длина и ширина весьма различны. При одном из сих заливов находится Валаамский монастырь в северной стороне острова и лежит по левую сторону залива, которым с озера к нему подъезжают и который около трёх вёрст длины в себе имеет. Залив сей позади монастыря не в дальнем расстоянии оканчивается, и пред концом его, по ту же сторону с монастырём, построены для ярманки деревянные лавки и светлицы для постою приезжим. Сии последние лежат близ губы под горою, а монастырь стоит нарочито на высокой горе».
От «пролива Перямы в пяти верстах лежит деревня Каркулицы; от сей в 12 верстах находится близ берега превеликий камень, Варашев прозываемый …. Он вышиною четырех аршин с половиною, длиною осьми аршин, шириною пяти аршин с половиною, вид имеет некоторым образом четвероугольный и есть род красного гранита. … На великом от него расстоянии никаких других камней не встречается; сверх того, на поверхности сего камня высечены буквы, лето означающие… . Сказывают, что камень сей был некогда порубежным знаком между Россиею и Швециею; но почему прозван он Варашевым, того объяснить никто мне не мог».
«В бытность мою в сельце Иванькове [на реке Свирь] брали женщины в поле лён, с которым поступают они против других мест отменно, а именно: набранный или натереблённый из земли лён в бабки не связывают, как во многих местах водится, а кладут его на пашне кучками, один снопик на другой, и несвязанный отвозят в свои домы, где в скором времени сбивают с него головки. На сей конец употребляют они деревянную доску длиною аршина в полтора, у которой один конец тупой, а другой распилен на несколько зубов, между которыми нарочитые находятся промежутки. Доску сию полого кладут на чурбан или на бревно, упирая её тупым концом в землю, а зубчатым ставя против себя вверх, и, наступив ногою на нижний конец, продергивают (сие называется у них броснуть или бросать, а доска на то употребляемая слывёт броснуха и бросальница) лён несколько раз между зубами; таким образом сбивают с него головки, которые сбирают в мешки и сушат в своих избах; потом толкут их пестами в ступах и, истолокши, веют на гумнах для отделения семени от мякины. Обитый лён мочат в воде, в которой держат его по две и по три недели, смотря по качеству воды, которая чем теплее, тем скорее он вымокает, что узнают по тому, когда волокна от стеблей удобно отставать будут. Сего достигнув, вытаскивают лён из воды и стелют по полю, где он при дождливой погоде в неделю совсем отбеливается. В местах, льном изобильных, броснухи или доски оные делаются широкие и тупым концом влаживаются в землю стоймя, чтоб с обеих сторон по одному и по два человека вдруг [т.е. одновременно] могли обивать со льна головки».
«Чтоб …пробраться к порогу Кивачу, на реке Суне находящемуся, от деревни Сопохи около 12 вёрст надобно было ехать верхом чрез густой лес. Шум падающей с Кивача воды возвестил нам о его близкости прежде, нежели мы подъехали. Тут представился зрению каменный непорядочный утёс, поперёк реки лежащий, на котором находятся три уступка, один другого выше. С первых двух уступков сбегает вода находящимися между камнями рытвинами и падает на третий уступок, с которого в великом количестве низвергается она в глубокий бочаг, внизу порога находящийся, куда, упадая, обращается в пену и обильный даёт от себя пар, который, поднявшись вверх, ложится на дерева, близ берега растущие, и мочит их ветви до самых вершин, отчего в зимнее время стоят они, обвешаны большими ледяными сосульками. В весеннюю водополь падение воды бывает здесь столь сильно, что большие бревна, пущенные с порога, надвое и больше переламываются».
«Остров Кижский, которого длина не более 5 вёрст; на нём погост того же названия, и состоит из двух деревянных церквей, из коих одна о 23 главах и стоит на возвышенном месте; вид её весьма красив… Прихожан обоего пола к сему погосту причислено 2358 человек, коих большая часть живёт на Климецком острове».
«План судоходной реки Свирь»
Путешествие 1785., СПб. 1792. Таб. XIII.
Свирь соединяет Онежское и Ладожское озера. Она была границей Лодейнопольского уезда с Олонецким и Петрозаводским уездами. Судоходная (или «судогодная») Свирь имела важное транспортное значение. На плане отмечены, помимо устьев рек, впадающих в неё, заливы и озёра, пороги, населённые пункты, гавани и пристани, заводы.
Источник: М.В. Ломоносов и академические экспедиции XVIII века