• Путешествие Н.Я. Озерецковского по Ладожскому и Онежскому озерам. 1785

  • Back
30.09.2022 by 
Н.Я. Озерецковский
Н.Я. Озерецковский

Николай Яковлевич Озерецковский – родился в семье священника Якова Озерецковского. В 1768 году в числе лучших семинаристов отправлен в Академическую гимназию и 8 июня был включён в академическую экспедицию Петербургской академии наук по изучению производительных сил России. В 1774 году был направлен Академией наук для продолжения образования в Лейденский университет, а затем в Университет Страсбурга, где получил степень доктора медицины. В 1776 году он отправил в академию свою работу «De muscis». Вернувшись в Санкт-Петербург весной 1779 года, Озерецковский был назначен адъюнктом по естественной истории Академии наук и помощником академика И.А. Гюльденштедта.

Летом 1785 года Академия наук направила Н.Я. Озерецковского в экспедицию для изучения Ладожского и Онежского озёр. К этому времени он уже признанный учёный-натуралист, академик, разносторонне образованный человек и опытный исследователь.

Районы и результаты исследования

Маршрут Н.Я. Озерецковского
Маршрут Н.Я. Озерецковского

Путешественники отправились на сойме, небольшом парусном судне, которое обычно использовали рыбаки для промысла. В течение трёх дней сойма двигалась по Неве к Шлиссельбургу, а затем вышла в Ладожское озеро. Маршрут проходил: по Неве до Шлиссельбурга, затем по Ладожскому озеру, к острову Коневец; следующие пункты — город Кексгольм, остров Валаам, города Сердоболь и Олонец, затем вверх по реке Свирь до Онежского озера у Петрозаводска, к Повенцу и водопаду Кивач, оттуда по Вытегре, и обратно по Свири и Ладожскому озеру до Новой Ладоги, где, против впадения реки Волхов в озеро, произведены «опыты относительно действия масла на волнение волн», и дальнейший путь через Новую Ладогу, куда учёный прибыл 23 сентября, а 26 сентября его маленькое судно достигло набережных Петербурга.

Результаты путешествия Н.Я. Озерецковского по Ладожскому и Онежскому озерам получили высокую оценку и принесли учёному заслуженный успех в кругу учёных коллег. Отдельные подневные заметки стали выходить в виде журнальных статей уже в 1786 в «Новых ежемесячных сочинениях». Одновременно учёный начал подготовку книги «Путешествие по озёрам Ладожскому и Онежскому». Этот труд, составленный в лучших традициях российских путешествующих академиков, дал разностороннюю картину природы обширного края, охватившие бассейны двух крупнейших озёр Севера России: первые наброски физико-географической характеристики, очерк геологического строения и рельефа, описание растительности (от лесов до экзотических видов трав), животного мира (от зверей до насекомых) исследуемых территорий. Широко и полно описаны и сами озерные водоёмы, от глубин и строения береговой линии до характеристики вод и обитателей водной толщи. Озерецковский первый в географической литературе своего времени дал всеобъемлющее описание двух важнейших отечественных озёр, тем самым став у истоков русского озероведения.

Основной труд Н.Я.  Озерецковского:
Путешествие по озёрам Ладожскому и Онежскому. СПб. 1792.
Второе издание 1812. // ПСУП; совр., сокращенное изд. Петрозаводск, 1989.

О рисунках

В 1792 году было опубликовано 13 рисунков. Имя автора рисунков не известно.

«План гавани Остермана на Ладожском озере»  Раскрашенная гравюра.  Путешествие 1785
«План гавани Остермана на Ладожском озере»
Раскрашенная гравюра.
Путешествие 1785. CПб., 1792. Таб. I А.
  1. — «Гавань;
  2. — Ворота в гавань с полуденной стороны;
  3. Галиоты и прочие суда, заехавшие в гавань, спасаясь от погоды;
  4. — Рабочие соймы, въехавшие в гавань для исправления рыболовных снастей;
  5. — Романовки, нагружаемые дровами для отвоза в Петербург;
  6. — Брёвна сплачиваются в плоты;
  7. — Готовые плоты, счаленные в одну линию;
  8. — Брёвна, для плотов приготовленные;
  9. — Поленницы дров для отправления в Петербург;
  10. — Гонка с дровами, из гавани в Петербург идущая;
  11. — Прикащичей дом;
  12. — Крестьянские избы;
  13. — Коптилки или избы, где приезжие рыбаки сушат и окуривают сети».

«Вся окружность [острова] состоит в 11 верстах; широта его не ровна; самая же большая не более, как на четыре версты простирается. Он покрыт крупным лесом, между которым довольно лугов и пахотной земли, весь принадлежит Коневскому монастырю, лежащему…на западном берегу острова. Берег против монастыря песчаный и отмелый; потому для подхода к монастырю проведён деревянный мост, отчасти на воде лежащий … Монастырь сей заштатный, и братия никакого жалованья не получает, а кормятся единственно от острова, на котором имеют пашню, сенные покосы и держат скот. Но главнейшая подпора в их содержании есть рыбная ловля, которую производят вокруг своего острова в Ладожском озере».

«Вид острова Коневец» на Ладожском озере
«Вид острова Коневец» на Ладожском озере
Раскрашенная гравюра.
Путешествие 1785. СПб., 1792. Таб. I B.
«Конькамень на острове Коневец»
«Конькамень на острове Коневец»
Раскрашенная гравюра.
Путешествие 1785. СПб., 1792. Таб. II.

Остров получил своё название от «Конь­камня». «Камень сей лежит на поверхности земли в северо-западной стороне острова версте в полуторе от монастыря, окружён отвсюду лесом и раскиданными дикими камнями, от которых отличается он своею величиною, потому что в окружности своей имеет с лишком двенадцать сажен, а в вышину от земли до поверхности его намерил я в нём семь аршин. Он имеет вид треугольника, но как поверхность, так и бока его не ровны по причине горбов и впадин… Громада сия есть отрывок серого гранита, какой уповательно и в горах острова сокрыт обретается … Конь­камень получил сие название от старожилых набережных обывателей потому, что каждое лето приносили они ему в жертву по лошади за сбережение их скота, который для корму перевозили они с берегу на остров и без пастуха оставляли там на целое лето, по прошествии которого покидали оного коня на острове у камня в знак благодарности к невидимым жителям, кои, по их мнению, под камнем находились и скот их летом охраняли. Оставленный на острове конь зимою обыкновенно пропадал, но тогдашние жители думали, что пожирают коня нечистые духи, под камнем обитающие».

«Остров Валаам в окружности имеет 27 вёрст. Берега его инде состоят из каменных утёсов, которых верхи покрыты лесом, инде из отлогих скатов и подолов гор, которыми испещрён весь остров. Во внутренность его с разных сторон простираются из озера великие губы или заливы, коих направление, длина и ширина весьма различны. При одном из сих заливов находится Валаамский монастырь в северной стороне острова и лежит по левую сторону залива, которым с озера к нему подъезжают и который около трёх вёрст длины в себе имеет. Залив сей позади монастыря не в дальнем расстоянии оканчивается, и пред концом его, по ту же сторону с монастырём, построены для ярманки деревянные лавки и светлицы для постою приезжим. Сии последние лежат близ губы под горою, а монастырь стоит нарочито на высокой горе».

«Валаамский монастырь на Острове Валаам»
«Валаамский монастырь на Острове Валаам»
Раскрашенная гравюра.
Путешествие 1785. СПб., 1792. Таб. III
«Варашев Камень» на Ладожском озере
«Варашев Камень» на Ладожском озере
Раскрашенная гравюра.
Путешествие 1785. СПб., 1792. Таб. V.

От «пролива Перямы в пяти верстах лежит деревня Каркулицы; от сей в 12 верстах находится близ берега превеликий камень, Варашев прозываемый …. Он вышиною четырех аршин с половиною, длиною осьми аршин, шириною пяти аршин с половиною, вид имеет некоторым образом четвероугольный и есть род красного гранита. … На великом от него расстоянии никаких других камней не встречается; сверх того, на поверхности сего камня высечены буквы, лето означающие… . Сказывают, что камень сей был некогда порубежным знаком между Россиею и Швециею; но почему прозван он Варашевым, того объяснить никто мне не мог».

«В бытность мою в сельце Иванькове [на реке Свирь] брали женщины в поле лён, с которым поступают они против других мест отменно, а именно: набранный или натереблённый из земли лён в бабки не связывают, как во многих местах водится, а кладут его на пашне кучками, один снопик на другой, и несвязанный отвозят в свои домы, где в скором времени сбивают с него головки. На сей конец употребляют они деревянную доску длиною аршина в полтора, у которой один конец тупой, а другой распилен на несколько зубов, между которыми нарочитые находятся промежутки. Доску сию полого кладут на чурбан или на бревно, упирая её тупым концом в землю, а зубчатым ставя против себя вверх, и, наступив ногою на нижний конец, продергивают (сие называется у них броснуть или бросать, а доска на то употребляемая слывёт броснуха и бросальница) лён несколько раз между зубами; таким образом сбивают с него головки, которые сбирают в мешки и сушат в своих избах; потом толкут их пестами в ступах и, истолокши, веют на гумнах для отделения семени от мякины. Обитый лён мочат в воде, в которой держат его по две и по три недели, смотря по качеству воды, которая чем теплее, тем скорее он вымокает, что узнают по тому, когда волокна от стеблей удобно отставать будут. Сего достигнув, вытаскивают лён из воды и стелют по полю, где он при дождливой погоде в неделю совсем отбеливается. В местах, льном изобильных, броснухи или доски оные делаются широкие и тупым концом влаживаются в землю стоймя, чтоб с обеих сторон по одному и по два человека вдруг [т.е. одновременно] могли обивать со льна головки».

«Бросальница»
«Бросальница»
Раскрашенная гравюра.
Путешествие 1785. СПб., 1792. Таб. VI.
«Порог Кивач на реке Суне, впадающей в Озеро Онего»
«Порог Кивач на реке Суне, впадающей в Озеро Онего»
Раскрашенная гравюра.
Путешествие 1785. СПб., 1792. Таб. VII.

«Чтоб …пробраться к порогу Кивачу, на реке Суне находящемуся, от деревни Сопохи около 12 вёрст надобно было ехать верхом чрез густой лес. Шум падающей с Кивача воды возвестил нам о его близкости прежде, нежели мы подъехали. Тут представился зрению каменный непорядочный утёс, поперёк реки лежащий, на котором находятся три уступка, один другого выше. С первых двух уступков сбегает вода находящимися между камнями рытвинами и падает на третий уступок, с которого в великом количестве низвергается она в глубокий бочаг, внизу порога находящийся, куда, упадая, обращается в пену и обильный даёт от себя пар, который, поднявшись вверх, ложится на дерева, близ берега растущие, и мочит их ветви до самых вершин, отчего в зимнее время стоят они, обвешаны большими ледяными сосульками. В весеннюю водополь падение воды бывает здесь столь сильно, что большие бревна, пущенные с порога, надвое и больше переламываются».

«Остров Кижский, которого длина не более 5 вёрст; на нём погост того же названия, и состоит из двух деревянных церквей, из коих одна о 23 главах и стоит на возвышенном месте; вид её весьма красив… Прихожан обоего пола к сему погосту причислено 2358 человек, коих большая часть живёт на Климецком острове».

Остров Кижи на Онежском озере
Остров Кижи на Онежском озере
1. Преображенский собор;
2. Покровский храм
Раскрашенная гравюра.
Путешествие 1785. СПб., 1792. Таб. VIII.
«План судоходной реки Свирь»

«План судоходной реки Свирь»

Путешествие 1785., СПб. 1792. Таб. XIII.

Свирь соединяет Онежское и Ладожское озера. Она была границей Лодейнопольского уезда с Олонецким и Петрозаводским уездами. Судоходная (или «судогодная») Свирь имела важное транспортное значение. На плане отмечены, помимо устьев рек, впадающих в неё, заливы и озёра, пороги, населённые пункты, гавани и пристани, заводы.

Источник: М.В. Ломоносов и академические экспедиции XVIII века