О талантливом гидротехнике, создателе Вышневолоцкой водной системы Михаиле Ивановиче Сердюкове сказано и написано немало, но ещё больше остаётся до сих пор неизвестным. Постепенно, благодаря трудам многих исследователей из небытия выходят всё новые исторические факты, связанные с именем М.И. Сердюкова.
Одно из мест, куда стремится всякий, кому дорога память об этом уникальном человеке – это место его последнего пристанища в урочище Городолюбля на берегу Вышневолоцкого водохранилища. Здесь у юго-западного угла каменного Спасо-Преображенского храма покоится прах Михаила Сердюкова и его сына Ивана Сердюкова. Вертикальный каменный обелиск, поставленный Министерством путей и сообщения Российской империи в 1912 г., возвышается над серым камнем, где выбита надпись: «на семъ месте погребены михаил р. [родитель] и iванъ сердюковы». Но мало кому известно, что эти памятники, как и сама могила находились прежде в другом месте – близ алтаря деревянной Преображенской церкви, стоявшей севернее существующего ныне каменного храма.
О Сердюкове в Городолюбле помнили всегда, отчасти отмечая его негативное влияние на историю села. При строительстве водохранилища Сердюков затопил принадлежащие духовенству земли. Как видно, это ему не забыли. Вот отрывок из истории Городолюбского погоста: «Ещё сам основатель водохранилища, знаменитый и вместе забытый Сердюков, затопив окрестности Городолюбли, обратил внимание на ветхие, полусгнившие храмы этого села. На свои собственные средства он выстроил вместо них новую деревянную, теперь так же обветшавшую церковь. Есть предание, что Сердюков начал уже строить и каменную, но преждевременная смерть унесла в могилу его и с ним все его намерения».
Автор заметки по истории Городолюбли в данном отрывке несколько спутал исторические события. Михаил Иванович Сердюков старший действительно затопил при постройке водохранилища земли, принадлежащие Городолюбской Преображенской пустыни. Но деревянная церковь в Городолюбском погосте, простоявшая до начала XX в., была устроена уже после смерти М.И. Сердюкова в 1797 г. при жизни внука Сердюкова, так же носившего имя Михаил Иванович. Тот же Михаил Иванович Сердюков-младший участвовал в строительстве вышневолоцкого городского собора. В частности, его дом в Вышнем Волочке предоставлен был для жилья иконоспицев, украшавших стены храма. И хотя некоторые историки описывают этого человека как любителя транжирить свои деньги, факты его участия в строительстве городолюбского и вышневолоцкого храмов дают основание судить о нём по другому.
Вот строки из прошения «титулярного советника Михайло Сердюкова и генерал-поручика Василия Храповицкого» Епископу Тверскому и Кашинскому Арсению о построении в погосте Городолюбля нового деревянного храма: «В показанной Городолюбской пустыни деревянная Преображения Господня с приделом преподобного Варлаама Хутынского церковь весьма обветшала в место которой желаем соорудить на том же самом месте в то же именование каменную: то на сие просим Вашего Преосвященства как на сие архипастырского благословения, так же на разобрание тоя ветхой церкви благорассмотрительной резолюции… Ноября дня 1780 г.».
Участие двух именитых вышневолочан в строительстве нового храма в Городолюбле неудивительно – на погосте покоился прах родственников обоих благодетелей. Но по каким-то причинам каменный храм на погосте не был устроен. К вопросу о его строительстве духовенство погоста вернулось только через десять лет. Итогом же дела «О постройке каменного храма в Городолюбской пустыни» стало включение в приход новых деревень. Из состава прихода села Яконово перешла деревня Жилотково, из Кузловского прихода деревня Язвиха и из Леонтьевского прихода деревня Ключино (современный посёлок Красномайский). При чём крестьяне деревни Ключино сами написали прошение о включении их в Городолюбский приход, что и утвердил Императорский указ от 2 июня 1781 г.
Кстати, документы того времени сохранили для нас описание самого Городолюбского погоста, бывшего во времена Михаила Сердюкова-старшего мужским монастырём. Особенно обращает на себя внимание описание ограды и келий бывшей обители. Так её в своё время и видел Михаил Иванович Сердюков: «Церковь одна деревянная во имя Преображения Господня с приделом преподобного Варлаама Хутынского. В иконостасе врата позлащённые, справа от них образа Воскресения Хистова, Преображения Господня, архистратига Михаила. По левую сторону Знамение, Николая Чудотворца, Собор Архистратига Михаила. Иконостас в четыре яруса. В алтаре на престоле антиминс освящён Корнилием Митрополитом Новогородским в лето 1670 г., Евангелие печатное 1748 г. обложено бархатом по обрезу золотому, евангелисты серебряные. В приделе Варлаама Хутынского в иконостасе образ Варлаама с серебряным венцом. На колокольне четыре колокола: 1-й 9 пудов 20 фунтов, 2-й три пуда 4 фунта, два других по одному пуду. На церкви глава обита железом и покрашена с железным крестом. В том Городолюбском селе ограда деревянная, в круге той ограды двое ворот из них одни двухстворчатые другие маленькие на крюках и петлях железных. Против ворот две келии в оной ограде в них печи кирпичные, в этих кельях двери на крюках железных. А над теми воротами два образа за стёклами один преподобного Варлаама Чудотворца другой Великомученика Дмитрия. Во оном Городолюбском селе как церковь так и ограда кельи и все строения крыты тёсом».
Но они уже связаны со строительством деревянного храма в погосте Городолюбля. В 1790 г. Епископу Тверсокому и Кашинскому Тихону поступило прошение следующего содеждания: «При означенном селе нашем имеется церковь во имя Преображения Господня и пределом преподобного Варлаама Новгородского Чудотворца, которая утварью по церковному положению весьма довольна как сосудами одеждой книгами и иконостасом и святыми образами, но только стоит в великой ветхости, почему мы нижеподписавшиеся прихожане со всею нашей охотой желаем построить вновь деревянную на каменном фундаменте во имя того же храма и св. пределом преподобнаго Варлаама собственным нашим коштом. Февраля дня 1790 г.»
В марте 1796 г. строительство нового деревянного двухпридельного храма завершилось. Иконы и иконостас перенесли из ветхой церкви, и 30 июня 1797 г. храм освятил священник вышневолоцкого городского собора Пётр Иоаннов.
В 1903 г. этот деревянный храм выкупили крестьяне д. Лужниково и перевезли вместе с иконостасом к себе в село. При переносе храма были обнаружены богослужебные книги, пожертвованные ещё при жизни Михаила Сердюкова и его сына Ивана Сердюкова. Непростая история храма, перенесённого в Лужниково, в советское время всё же закончилась благополучно. Храм снова передан церкви и в нём совершается служба. Чего не скажешь о каменном городолюбском храме. Он был закрыт во время волны гонений 1930-х гг. Информация о нём весьма скудная начиная с 1910-20-х гг. Следовательно неизвестно и о судьбе могилы Сердюковых. Лишь некоторые отрывочные сведения о ней мы находим в редких изданиях того времени.
Так в книге Берштейн-Когана «Вышневолоцкий водный путь», изданной в 1940 г. приводится фотография могилы Сердюкова. Место последнего приюта М.И. Сердюкова обратило на себя внимание в эпоху подъёма интереса к своей героической истории после Великой Победы и в связи с расширением в 1940-50-х гг. Вышневолоцкого водохранилища.
Уровень воды водохранилища поднялся, приблизилась к могиле и береговая линия. В результате могиле грозило затопление. И тогда было принято решение о вскрытии могилы и переносе останков дальше от берега. Этот факт чётко описан в актах о переносе могилы М.И. Сердюкова. Думаю, не стоит их пересказывать, приведём их полностью:
«Акт от 19 октября 1951 г.
Мы, нижеподписавшиеся начальник Вышневолоцкого района гидросооружений инженер-капитан Р.Ф. III класса Баев Н.И., Заведующая культпросветработами Исполкома райсовета Большакова А.И., директор Вышневолоцкого краеведческого музея Репман А.Х., начальник стройконторы Вышневолоцкого района гидросооружений Хрусталёв Ф.А., старший надзорщик плотины на реке Тоболке Козлов И.Е., в присутствии рабочих Макарова С.С., Клокова А.Н., Константиновой М.Н., составили настоящий акт в нижеследующем: Сего числа произвели осмотр могилы Сердюкова Михаила Ивановича, после её раскопки для переноса на другое не затопленное место.
При этом обнаружено – после снятия гранитной ниши памятника сухой бутовой кладки и металлической ограды произведена была раскопка могилы на глубину 2,75 метра на ширину 1,0 метров и длину 2 метра.
При выемке грунта из могилы не удалось обнаружить костей и других каких либо предметов.
На глубине 2,2 метра обнаружена чёрная перегнившая земля.
На глубине 2,75 метра обнаружен кирпичный пол, настланный на грунт в 1 кирпич плашмя, который пробивается лопатой. Под кирпичным полом простукиванием ломом никакие пустоты не обнаруживались.
Раскопка производилась при сильной фильтрации воды, которая удалялась непрерывным откачиванием вёдрами.
На основании вышеизложенного и ввиду трудности производства работ из за большого поступления воды, считаем дальнейшую раскопку не производить. Вынутую прогнившую землю собрать и уложить в могилу, которая устраивается в новом месте.
Могилу Сердюкова М.И. зарыть и место её нахождения отметить памятным знаком.
О чём составлен настоящий акт.
подписи.
Акт
г. Вышний Волочёк, Калининская область, 1951 год 2 ноября.
Мы нижеподписавшиеся, начальник Вышневолоцкого района гидросооружений Управления каналами им. Москвы, инженер-капитан РФ III класса Баев Николай Иванович, директор краеведческого музея Репман А.Х., представитель райкультотдела Семёнова Серафима Ивановна, начальник Вышневолоцкой строительной конторы Хрусталёв Фёдор Андреевич в присутствии рабочих Макарова С.С. и Козлова И.Е. составили настоящий акт в том, что сего числа произвели приёмку перенесённого из зоны затопления наместника основавшего Вышневолоцкую водную систему Сердюкову Михаилу Ивановичу, при осмотре в натуре нашли:
- Памятник перенесён на расстояние 80-100 метров к юго-восточной стороне существующей церкви в метрах от угла последней.
- Для заложения бутовой кладки вырыли котлован размером 110х110х100 с последующей каменной кладкой из бутового камня насухо. Над уровнем земли на высоте 0,5 выложена бутовая ниша обшиваемая кирпичом, на цементном растворе.
- На бутовой кладке уложена бывшая на старой могиле надгробная гранитная плита и установлен памятник из писаного шлифовального камня, ранее находившийся на старом месте могилы установленной Министерством путей сообщения в 1912 году.
- По обрезу кирпичной облицовки установлена существовавшая ранее металлическая ограда с последующей окраской в голубой цвет.
5.Весной 1952 года необходимо:
а) произвести цементную штукатурку кирпичей облицовки
б) восстановить окраску надписи на памятнике
в) сделать надписи о времени переноса могилы и причинах вызвавших перенос…
Сделать подпись на памятном знаке, на месте бывшей могилы.
г) установить решётчатую металлическую дверку к металлической ограде.
Подробности конструкции и размеров находятся в приложенном черновеке.
На что и составлен настоящий акт.
Надписи на памятнике М.И. Сердюкову а Городолюбле.
«Здесь покоится прах строителя Вышневолоцкой системы судоходства Михаила Ивановича Сердюкова». Памятник воздвигнут министерством путей сообщения 1912 год.
Матюшкин Иван Илларионович – начальник Вышневолоцких гидросооружений».
В Вышневолоцком краеведческом музее хранятся фотографии переноса могилы, а так же фото могилы на старом месте. Здесь, судя по протоколам, должны были установить памятный знак. Но, увы, при последнем нашем посещении погоста, его мы так и не отыскали. Но при внимательном рассмотрении фотографий могилы и прочтения протоколов переноса мы смогли найти ориентиры, по которым следует искать прежнее место могилы. Могила размещалась не более чем в пяти метрах от восточной стены ограды погоста, при этом искать её нужно не напротив алтарной стены существующего храма, а по кромке зоны затопления, т.к. в 1951 г. она уже была почти затоплена. Возможно, напротив алтаря бывшего деревянного храма. Хотя, судя по поледнему нашему посещению погоста в октябре этого года, остатки бута от деревянного храма размыты водохранилищем, как и могилы размещавшиеся в том месте.
Удивительным кажется факт, что в могиле не было обнаружено «каких-либо материальных следов захоронения». Но комиссия объяснила этот факт наличием «воды в грунте, вымывающей органические и костные останки захоронения М.И. Сердюкова и, судя по тексту, высеченному на гранитном камне 18 в. и его сына Ивана, утонувшего в 1761 г.». Хотя остаётся вопрос: почему же тогда не отыскали металлических предметов, например, нательных крестов и пуговиц? Возможно, отчасти роль сыграл тот факт, что вскрытие могилы проводили не профессионалы-криминалисты или археологи, а чиновники и простые рабочие. Могли и не заметить в залитой водой могиле различные небольшие предметы. Но тогда считать ли существующую могилу точным местом упокоения отца и сына Сердюковых или попытаться найти и отметить место прежнего захоронения и так же чтить и его? Думаю, этот вопрос можно решить, проконсультировавшись со специалистами.
Память о талантливом гидротехнике и купце, прошедшем путь от пленного юноши до дворянина Российской Империи восхищение вызывало всегда и при любой власти. Во времена империи был поставлен памятник Сердюкову на его могиле, а в Тверском музее хранился портрет, который всем показывали как портрет купца М.И. Сердюкова. В годы советской власти о могиле и доме Сердюкова так же не забыли: могилу привели в порядок и перенесли на новое место, а дом был объявлен памятником федерального значения. В 1980-е гг. старая кованная ограда памятника была заменена на цепи, укреплённые на четырёх столбах. И пока действовал пионерлагерь, могила имела достойный уход и частое посещение.
Но времена меняются, увы, меняется и отношение людей к своей истории. Большинству, как оказывается всё равно до героев прошлого, чьими трудами живём мы, и лишь некоторые пытаются хранить память. И всё же, не смотря на поставленный в городе Вышнем Волочке памятник М.И. Сердюкову могила его редко посещается, хоть и несёт следы нечастых обновлений.
Стоит отметить, как это неоднократно говорилось, именно благодаря гению Сердюкова существует город Вышний Волочёк. Именно благодаря его таланту Вышний Волочёк стал важнейшей транспортной артерией страны. Так можем ли мы забыть человека, которому обязаны развитием собственного города? Сейчас погост Городолюбля нуждается в срочном укреплении берегов, иначе вскоре будут размыты фундаменты храма, а вместе с ними и могила М.И. Сердюкова. Сам храм нуждается в консервации и восстанлении кровли и купола, и хорошо бы что бы сдесь хотя бы раз в год проходило богослужение и служилась панихида по Михаилу Сердюкову и его потомкам.
Нуждается в ремонте и ограда кладбища, а сама территрия в расчитске от молодой поросли. Нужны и указатели, обозначающие дорогу к могиле Сердюкова, и сама дорога нуждается в капитальном ремонте. Погост Городолюбля – одна из туристических и паломнических жемчужин Вышнего Волочка и Вышневолоцкого района. Не сохраним её – потеряем часть своей истории…
Но пока погост находится в разрушенном и заброшенном состоянии, проехать туда можно лишь сухим летом. Хотя не скрою, что это место таит в себе очарование одиночества. Полуразрушенный храм – свидетель ярких событий прошлого, могила под его сенью, шум прибоя и ветра и ни души вокруг на несколько километров. Последнее пристанище великого гидротехника, где же ему ещё быть: лишь на берегу его детища – Вышневолоцкого водохранилища.
Денис Ивлев, Вышний Волочёк – Городолюбля, сентябрь-октябрь 2014 г.
Автор благодарит за предоставленные материалы сотрудников Вышневолоцкого краведческого музея, Евгения Ступкина и Ольгу Копьёву.
Источник: Георгиевский приход села Матвеево. Автор Денис Ивлев