• История российских лоцманов и лоцманские знаки

  • Back
20.09.2022 by 

Морские лоцманы

Примерно с 1653 года – до XVIII в. – лоцманом назывался: корабельный вож (вождь), корабельный проводчик, корабельный вожак, корабельный вожатый, пилот. Т.е. – человек, знающий, что может показать лот (от голландского loodsman: lood – лот, man – чел.). Первоначально это был прибрежный житель, чаще крестьянин, хорошо знакомый с местными условиями плавания, позднее – должностное лицо, специалист по проводке судов в пределах порта, на подходах к нему или между портами. Впервые лоцман упоминается в 1653 году в указе царя Алексея Михайловича о проводке судов в Архангельск и из него. В 1704 году должность лоцмана введена в Санкт-Петербурге и вместе с архангельскими вожами передана в ведение Адмиралтейств-коллегий и подчинена капитану над штурманами (до этого лоцманы находились в распоряжении таможни (1690 г.), а ещё раньше – съезжей избы). По общему положению о морских лоцманах 1890 года они подчинялись Главному гидрографическому управлению Морского министерства, распределялись между 6 лоцманскими округами (Беломорский, Балтийский, Каспийский, Кронштадтский, Черного и Азовского морей, Восточного океана).

По акваториям лоцманы могли объединиться в товарищества (общества), каждое из которых имело свой устав.

Во время навигации лоцман находился на брандвахте и, помимо проводки военных и купеческих судов, был обязан:

  • производить промеры рейдов и фарватеров и извещать начальство об их изменениях;
  • осуществлять постановку вех и бакенов и наблюдать за правильностью ограждения;
  • следить за чистотой фарватеров, за сигналами, показывающими их глубину, за предостерегающими знаками и огнями;
  • не позволять иностранным судам производить промеры и следить, чтобы посторонним не стали известны особенности фарватеров;
  • поступать сообразно особому предписанию в случае прибытия судов или товара из мест, где свирепствуют заразные болезни;
  • исполнять обязанности таможенного служителя в случае его отсутствия;
  • ежегодно представлять отчёты о своей деятельности с указанием числа проведённых судов, суммы вознаграждения за проводку, оповещать и обо всех случаях аварий, и пр.

Первоначально лоцманское дело, как правило, было семейным, а с 1702 года стало государственной службой. Звание лоцмана присваивалось лицам, получившим свидетельство на право провода судов и принявшим присягу. Лоц-командир, его помощник, старшина и староста должны были уметь говорить, читать и писать по-русски. По уставу полагалось знать один из иностранных языков, наиболее часто употреблявшийся в регионе. Термин «лоцман» впервые введен в Части второй «Регламента морского» 1722 года.

Речные лоцманы

Поскольку основными путями сообщения в Российской империи являлись речные системы, проводка судов по которым требовала знания фарватера, порогов на нём и других особенностей, на суда принимали специального проводника – лоцмана.

Должность эта на внутренних водных путях исполнялась обычно крестьянами прибрежных деревень, которых по аналогии с морским термином стали называть лоцманами. В отличие от морских лоцманов, состоявших в ведении Морского министерства, речные подчинялись Главному управлению (с 1865 года – Министерству) путей сообщения.

На первых порах в обязанности лоцмана входил только «спуск на порогах», причём судохозяева каждый раз договаривались об условиях их работы. 12 июня 1722 года была определена плата за спуск казённых товаров на Боровицких порогах реки Мста, а с 20 декабря 1728 года по сенатскому указу за спуск по Мстинским и Селецким порогам. 28 октября 1735 года на Волховские пороги был определён специалист «из дворян человек добрый», который осуществлял надзор за тем, чтобы лоцманы имели определённую квалификацию, добросовестность и получали оплату сполна. С 19 сентября 1740 года лоцманы стали проводить суда, барки, плоты и т.п. по всей реке участками до определённой пристани, а там менялись.

На порогах содержались особые лоцманы из местных, которые дежурили постоянно. 12 апреля 1773 года сенатским указом о порядке пропуска судов через Волховские пороги было «крестьянам объявлено, что они в лоцманскую должность, если знания имеют, вступать могут… выбрав из всех искуснейших лоцманов, и сделав им список, употребление их на суда оставлять на волю хозяевам проходивших судов».

Официально должность лоцмана на реках введена 25 июня 1781 года Уставом купеческого водоходства, подписанным Екатериной II. Тогда же был опубликован «Формуляр присяги лотца». С этого времени различались лоцманы присяжные (принявшие присягу) и неприсяжные. Неприсяжных принимали на судно только в случаях, если не хватало присяжных. Лоцманы отвечали за проводку судна и целость груза до места назначения. С 16 апреля 1817 года наиболее опытные лоцманы стали получать «свидетельство» от управляющего директора (в дальнейшем от начальника судоходного отделения) и «свидетельствованных» стали принимать на судно преимущественно перед другими.

В лоцманы принимали лиц всех сословий. Все лица, принятые в лоцманы, вносились в общий список с отметкой их состояния, места жительства, возраста и стажа работы. Списки хранились в канцелярии управляющего директора и в судоходной расправе. Надзор за «добрым поведением, знанием ремесла и опытностью» лоцмана осуществляли смотрители водоходства (позднее инспекторы речного судоходства). Каждый лоцман имел при себе особую книжку по форме, утверждённой Министерством путей сообщения, куда инспектор речного судоходства, его помощники, начальники судоходной дистанции записывали свои замечания, на основании которых лоцман мог быть смещён, или ему увеличивалось содержание, или назначалось вознаграждение.

Лоцманы, отличившихся по должности, награждали из сумм Судоходной расправы кафтанами с золотым или серебряным позументом и деньгами, а за должностные преступления лоцманы несли определённые наказания. К подобным преступлениям относились: повреждение судна «от своевольства и неосторожности», побег с судна, буйство и грубость против водоходного начальства.

  • Если лоцман, заключивший договор при маклере в Судоходной расправе, в назначенное время не являлся на борт, он получал от 15 до 20 розог; за оставление судна он присуждался на 2 месяца к работе по бичевнику.
  • Если оставленное судно было повреждено, то лоцману полагалось от 60 до 70 розог или штраф от 50 до 70 руб.
  • Если лоцман своими действиями затормозил ход каравана или обошёл другое судно в нарушение порядка, он лишался оплаты или ему запрещалась работа на 1 сплав, на год, навсегда, или он подвергался аресту от 7 дней до 3 недель.

Наиболее важное преступление – потопление судна. За него лоцман отвечал своим имуществом. В 1809 году лоцманы состояли в 1-м (850), 2-м (280), 5-м (150) и 6-м (200) Округах путей сообщения.

Плата лоцману определялась по особым табелям и по таксам, утверждённым министром путей сообщения. А на Шилке и Ингоде лоцманы получали плату по таксе, утверждённой генерал-губернатором Восточной Сибири. Лоцмана, избранные из крестьян, плату получали по добровольному соглашению с купеческим обществомвом, в мирное время освобождались от воинской повинности и от взноса хлеба в запасные магазины. Лоцманов, находившихся на судах, в рекруты не брали. Если лоцман был наделён землёй, то её освобождали от казённых податей как принадлежащую не определённому лицу или семье, а «званию и должности». Лоцмана, прибывающие в Санкт-Петербург, вносили взнос на учреждение больницы «для чернорабочего класса людей» в размере 1 руб. серебром. При увольнении по достижении 60-летнего возраста или по болезни они освобождались от выплаты государственных податей и других повинностей.

На некоторых водных системах и реках были учреждены особые лоцманские общества (артели). Например: Днепровское (22 февраля 1879 года, положение о нём от 9 мая 1911 года), Вышневолоцкое (1500 лоцманов и 250 кандидатов), Мстинское, Боровицкое, Волховское, Архангельское, Шекснинское (от 15 декабря 1858 г.), Ингодинское, Шилкинское, Западное Двинское (от 28 июля 1855 г.), Санкт-Петербургское (с 1 мая 1890 Александровский мост был определён как граница его деятельности в устье р. Невы).

Правила об организации обществ были приняты в 1824 году. В них включались лоцмана и лоцманские ученики. Общества также состояли в ведении Министерства путей сообщения.

Оптимальное число лоцман на водной системе определял главноуправляющий (с 1865 года – министр) путей сообщения и, если их число было меньше, то общество лишалось исключительного права проводки судов. Работой лоцманов, распределением их на суда, разрешением споров между ними и прочим руководил атаман. Вопросы, возникавшие в ходе работы лоцмана, решались на общем лоцманском сходе, в котором принимали участие все наличные лоцмана. На сходе избирались: атаман, другие должностные лица (помощник атамана, писарь и казначей) и ревизионная комиссия. Жалобы на решения схода или на действия должностных лиц лоцманского общества поступали в судоходный надзор. Там, где комплект лоцманов определён не был, судохозяева брали их по своему выбору. Общество лоцманов на свой счёт содержало сторожевые и спасательные суда для оказания помощи при несчастных случаях. Лица, желавшие вступить в общество, принимались с 18 лет лоцманскими учениками. Лоцманские ученики, проплававшие не менее 5 навигаций, достигшие 28 лет и выдержавшие испытание на знание лоцманского дела, переводились в лоцманы. Лоцманские ученики и лоцманы не имели права входить в соглашения с судовладельцами относительно погрузки или разгрузки судов и брать на себя торговые поручения.

С того момента, когда лоцман принял судно «на свой отчёт», и до тех пор, пока не поставит его в определённом договором месте на рейде или у пристани, он полностью отвечал за него. Если в этот период судну наносился какой-либо ущерб, судовщик мог требовать удовлетворение через лоцманское общество или у судоходного начальства. Но находящиеся на судах или плотах лица не имели права вмешиваться в распоряжения лоцмана по управлению судном, баркой или плотом. Если судовщик или кормчий не подчинялись указаниям лоцмана и он был вынужден отказаться от судопровождения (сказав, что «сдаёт судно со своих рук»), то ответственности за ущерб судну или грузу он не нёс. С 1857 года со шкиперов, «идущих вехами» без лоцмана и вставших на мель, стали брать денежный штраф. Приняв судно, барку или плот, лоцман вёл его «не далее одной установленной станции» и возвращался к месту приписки сухим путем. С 1765 года в обязанность лоцмана была вменена «чистка порогов», а вообще, помимо проводки судов, к их обязанностям относилось: наблюдение за фарватером и правильностью его ограждения и сообщение об обнаруженных нарушениях судоходному надзору; оказание помощи судам и плотам при несчастных случаях, и пр.

Лоцманские знаки

Тип: должностной знак

Датировка: Конец ХIХ – начало ХХ в.

Размер: 11,5 х 8,6 см

Техника: металл; штамповка

Описание: Знак овальной формы. В нижней части надпись «ЛОЦМАНЪ», сделанная сквозными буквами. В центре знака, в малом овале изображение герба Российской империи

«Кавказ и Меркурий» – крупнейшее частное пароходное общество, действовавшее в 1848 – 1918 гг. в волжско-камском речном бассейне и на Каспийском море.

7 апреля 1848 года инженер, скульптор, профессор и писатель-славянофил Николай Арсеньевич Жеребцов вместе с будущим директором Департамента иностранных исповеданий Валерием Валерьевич Скрипицыным подали заявку на открытие Общества срочного пароходства по Волге, Каме и Оке под названием «Меркурий». 

Лоцман Вытегорского округа путей сообщения, 1й инспекционный участок

Лоцман Вытегорского округа путей сообщения, 1й инспекционный участок

Речной надзорщик Вытегорского округа путей сообщения, 1й инспекционный участок

Речной надзорщик Вытегорского округа путей сообщения, 1й инспекционный участок

В международной практике судно, которое хотело бы получить помощь от местного лоцмана при прохождении опасного участка акватории, должно поднять на мачте специальный флаг, т.н. «флаг призыва лоцмана». В прошлом чаще всего это был аналог национального флага с широкой белой каймой, но сейчас используется флаг из судового комплекта сигнальных флагов. На каждом судне имеется комплект специальных сигнальных флагов, каждый из которых соответствует определённой букве алфавита. Флаг, соответствующий букве «G», поднятый на мачте, обозначает, что судно хочет принять лоцмана на борт.

А когда лоцман прибудет на судно, он поднимает на нём свой флаг, соответствующий букве «Н» – «лоцман на борту». Флаг во-первых подчёркивает важность лоцмана, ведь он практически на время становится капитаном судна, ответственным за его сохранность и жизнь экипажа, а во-вторых даёт понять встречным судам (и соответственно – находящимся на них лоцманом), что этот корабль находится под присмотром профессионала, можно быть спокойными.

Флаг «Мне нужен лоцман»