Проект для 2-ой Камчатской экспедиции был предложен Витусом Берингом практически сразу после завершения 1-ой. Помимо путешествия к американскому и японскому прибережью, Беринг поставил ещё одну задачу – освоение побережья Северного океана в Сибири. По инициативе обер-секретаря Сената И.К. Кириллова и президента Адмиралтейств-коллегии Н.Ф. Головина предложение было немного переделано: главной целью определено изучение севера Восточной Европы и Азии. В 1732 г. указание о начале экспедиции было принято. Ленско-Енисейские отряды Минина и Прончищева, Х. Лаптева и Челюскина исследовал часть берега от дельты Лены до Енисейского залива.
Список отрядов
Каждый экспедиционный отряд практически сам являлся конкретной экспедицией. Были следующие морские отряды (по обратному направлению – с востока на запад):
- Двино-Обский отряд Муравьёва изучал территорию от Обской до Печорской губы;
- Обско-Енисейский отряд Овцына и Стерлегова вёл свою деятельность на территории от Енисейского залива до Обской губы;
- Ленско-Енисейские отряды Минина и Прончищева, Х. Лаптева и Челюскина исследовал часть берега от дельты Лены до Енисейского залива;
- Ленско-Колымский отряд Лассниуса-Лаптева обследовал часть берега Северного океана от реки Анадырь до дельты реки Лены;
- Отряд Беринга и Чирикова изучал маршрут к Америке;
- Южный отряд под управлением Шпанберга установил перед собой задачу описать Курилы, побережье Охотского моря, доплыть до японских берегов;
- Академический отряд, в состав которого вошли учёные Петербургской академии наук, студенты Славяно-греко-латинской академии в Москве, геодезисты, рудознатцы и другие специалисты;
- Отряд П. Скобельцына и В. Шатилова должен был найти лёгкий и короткий путь от Верхнеудинска до Охотска. Причём путь не должен был проходить по Амуру, из-за опасности осложнений с империей Цин.
Ленско-Енисейский отряд
Третий отряд Великой Северной экспедиции получил задание двумя группами обследовать арктическое побережье России между Енисеем и Колымой. В январе 1735 г. в Якутске были заложены бот «Иркутск» и дубель-шлюпка «Якутск», в мае того же года их спустили на воду. Командиром дубель-шлюпки «Якутск» был назначен лейтенант Василий Прончищев, командиром бота «Иркутск» — лейтенант Пётр Ласиниус. В конце июня 1735 г. суда вышли из Якутска. Достигнув устья Лены, мореплаватели разделились: «Якутск» направился на запад, «Иркутск» — на восток.
В задачи Ленско-Енисейской части отряда под руководством Прончищева входила опись участка побережья к западу от устья Лены; отряд должен был произвести картографические съёмки, промерить глубины морей и речных заливов, изучить течения и ветры.
В состав отряда входило более 40 человек, в том числе штурман Семён Челюскин, геодезист Никифор Чекин и жена Прончищева — Татьяна, ставшая первой русской женщиной-полярницей.
Во время плавания вниз по Лене отряд в течение месяца проводил картографические съёмки. Достигнув устья, «Якутск» повернул на север в обход дельты Лены. На этот путь отряд, не имеющий опыта плавания во льдах, затратил две недели. Лишь 7 августа 1735 г. через левый рукав реки «Якутск» вышел в открытое море и взял курс на запад. Но сроки навигации были уже пропущены.
В конце августа судно дошло до устья реки Оленёк, где путешественники выстроили из плавника две избы и остановились на зимовку. В рацион зимовщиков входила свежемороженая рыба (строганина). Для тех, кто не отказывался её есть, первая зимовка прошла успешно, у остальных (среди них были и Прончищевы) к весне проявились первые признаки цинги.
Неподалёку от места зимовки находилось небольшое селение русских промышленников, рядом жили тунгусы и чукчи, которые изредка навещали зимовщиков. От них Василий Прончищев услышал о том, что на берегу реки Анабары местное население находило руду.
Летом 1736 г. море вскрылось ото льда поздно, и лишь в начале августа «Якутск» смог продолжить плавание на запад к полуострову Таймыр. 5 августа отряд достиг устья Анабары, откуда Прончищев отправил вверх по течению реки геодезиста Баскакова. Осмотрев гору с выходами руды, о которой рассказывали местные жители, Баскаков через пять дней привёз её образцы. Позднее профессор Гмелин произвел анализ проб и определил наличие в руде серы.
Продолжив путь, в середине августа отряд подошёл к левому берегу Хатангской губы, а затем повернул на север. 17 августа у восточного берега Таймыра исследователи открыли острова, названные ими именем Петра I. Экспедиция проходила в сложных условиях — продвижению к северу мешали туманы, встречные ветры, постоянно встречались скопления льдов. Дойдя до широты 77° 29′, мореплаватели на общем совете приняли решение о возвращении в устье Хатанги на зимовку. Обратно «Якутск» шёл по тому же маршруту вдоль восточного берега Таймырского полуострова. Холод, усталость и скудные запасы продовольствия привели к тому, что на судне разыгралась цинга. Болел и командир отряда.
Высадиться в Хатангской губе отряд не решился — на берегу не было никакого жилья. Прончищев повёл корабль к Оленекскому зимовью, однако штормовые ветры не позволили судну подойти близко к берегу. 29 августа Василий Прончищев на шлюпке отправился искать проход для корабля. Во время похода он сломал ногу, а вернувшись на судно, потерял сознание и в тот же день умер. Руководство отрядом принял на себя Семён Челюскин.
Лишь 2 октября «Якутску» удалось бросить якорь вблизи берега, а через четыре дня моряки похоронили своего командира. Спустя пять дней «от великой печали», как написал в письме Челюскин, умерла и Татьяна Прончищева, которую похоронили рядом с мужем.
С установлением санного пути Челюскин отправился в Якутск с рапортом Берингу о плавании 1736 г. и о смерти Прончищевых. К рапорту он приложил карту, на которой был показан восточный берег Таймыра и прибрежные острова. Летом 1737 г. отряд на дубель-шлюпке возвратился в Якутск.
В декабре 1737 г. Адмиралтейств-коллегия приняла решение о продолжении работы отряда. Новым начальником Ленско-Енисейского отряда и командиром дубель-шлюпки «Якутск» был назначен Харитон Лаптев, получивший чин лейтенанта флота. Ему предписывалось пройти морем из Лены в Енисей с попутной описью неизвестных берегов. Кроме того, он получил задание выполнить сухопутные исследования, если лёд будет непроходимым и «Якутску» не удастся выйти в море.
В 1739 г. Х. Лаптев прибыл из Петербурга на Лену. Из Усть-Кута снаряжение экспедиции на дощаниках было доставлено в Якутск, а оттуда летом 1739 г. «Якутск», на борту которого было 45 человек, начал свой путь на север. Путь вниз по Лене занял больше месяца, а 21 июля дубель-шлюпка вышла в море и взяла курс на Оленёк, где было решено соорудить склад продовольствия. На пути к Хатангскому заливу мореплавателями была открыта небольшая, глубоко вдающаяся в сушу бухта, которую они назвали Нордвик (Северный залив).
Льды и сильные ветры вынудили моряков в течение многих дней простоять в Хатангской губе, и лишь в середине августа они смогли продолжить путь. 21 августа «Якутск» подошёл к мысу Св. Фаддея. На собачьих упряжках по льду группа участников экспедиции добралась до берега и исследовала его. Приближалась зима, начались морозы, поэтому по общему решению экипажа судно вернулось к устью Хатанги. Вблизи речки Блудной моряки построили избы из плавника, где без болезней и потерь прожили зиму.
В марте 1740 г. геодезист Чекин с девятью собачьими упряжками и восемнадцатью оленями направился через тундру к устью реки Таймыры, чтобы провести описание берега до устья Пясины. На карту было положено около 100 км побережья. На 76° 26′ с.ш. Чекин поставил маяк, а когда запасы провизии стали заканчиваться, повернул назад. Корма для собак на весь обратный путь не хватило, собаки гибли одна за одной. Бросив нарты среди тундры, часть пути до Хатангского зимовья Чекин проделал пешком и в конце мая встретился со своми товарищами.
Летом 1740 г. «Якутск» отправился в очередное плавание. Ледовая обстановка в навигацию 1740 г. была настолько сложной, что путь по Хатангскому заливу занял около месяца. 11 августа судно вышло в море, а спустя двое суток оказалось затёртым льдами на широте 75° 30′. Течениями и ветром судно понесло к северу, на бортах «Якутска» появились пробоины, трюм стало заливать водой, был обломан форштевень.
Лаптев, опасаясь за судьбу экипажа, приказал выгрузить на лёд продовольствие и снаряжение экспедиции. Покинув корабль, моряки по льду добрались до материка. Через полтора месяца, в середине октября, отряд подошёл к зимовью на реке Блудной. Во время перехода погибли четыре человека, остальные были сильно истощены, многие страдали от цинги.
В течение двух навигаций 1739—1740 гг. отряду не удалось морем пройти до Енисея — мешал непроходимый лёд. Поэтому, выполняя предписание Адмиралтейств-коллегии, Харитон Лаптев решил предпринять пешие походы для исследования берегов Таймырского полуострова. Ранней весной 1741 г. всё было готово к началу работы, которую предполагалось осуществить с помощью трёх партий. Остальная команда и грузы экспедиции на ста оленях были отправлены в Туруханск.
В марте Семён Челюскин с двумя матросами направился в верховья реки Пясины, откуда ему предстояло дойти до моря, а затем двигаться на восток. В середине апреля зимовье покинул Чекин в сопровождении двух спутников. Перед ним была поставлена задача описать северо-восточное и северное побережье Таймыра до реки Таймыры. Сам Лаптев, последним покинув место зимовки, отправился на север, чтобы обследовать восточную часть Таймырского полуострова, а затем в устье Таймыры встретиться с Челюскиным и Чекиным. По окончании работы всех трёх партий неисследованными остались лишь несколько сотен километров на самом севере полуострова.
В декабре 1741 г. для завершения описи северной части Таймырского полуострова отправился Семён Челюскин с тремя солдатами. Путь из Туруханска до устья Хатанги занял около трёх месяцев. В начале апреля 1742 г., пополнив запасы продовольствия и корма для собак, Челюскин продолжил путь к северной оконечности Таймыра вдоль восточного берега полуострова. В начале мая он достиг мыса Св. Фаддея и начал съёмку берега, продвигаясь на север. Через неделю путешественники достигли оконечности самого северного мыса Евразии. «Сей мыс каменный, приярый, высоты средней, — записал Челюскин в путевом журнале. — …Здесь именован мною оный Восточный Северный мыс… Здесь поставил маяк — одно бревно, которое вёз с собою». Этот мыс носит сейчас имя Челюскина.
Положив на карту последние километры северного побережья Таймыра, Семён Челюскин завершил работу Ленско-Енисейского отряда. Усилиями Прончищева, Челюскина, Чекина, Харитона Лаптева и многих других участников отряда на карте России появились очертания неизвестного ранее Таймырского полуострова.
Лаптев Харитон Прокофьевич (1700-1763)
Харитон Прокофьевич Лаптев родился в 1700 г. в селе Пекарево в Слуцком стане Великолукской губернии (в настоящее время деревня Покарево Великолукского района Псковской области). Первыми наставниками будущего мореплавателя были священники Троицкой церкви. Дальнейшее обучение Харитон Лаптев продолжил в Петербургской Морской академии, куда поступил в 1715 г. В 1718 г. после сдачи теоретических экзаменов он был произведён в гардемарины и зачислен в Балтийский флот.
Харитон Лаптев плавал на различных судах Балтийского флота, а в 1720 г. получил унтер-офицерский чин подштурмана. В 1725 г. в составе флотской миссии Лаптев побывал в Италии, по возвращении был произведён в офицеры — в чин мичмана. В 1730 г. ему доверили командование кораблями, а спустя четыре года мичман Лаптев принял участие в военных действиях русского флота при осаде Данцига. Фрегат «Митау», на котором служил Лаптев, был обманным путём захвачен французским флотом. Все офицеры фрегата, в том числе и X. Лаптев, были преданы суду за сдачу корабля неприятелю без боя и приговорены к смертной казни, но после дополнительного расследования в феврале 1736 г. помилованы. Лаптев вернулся на службу в Балтийский флот. В 1736 г. он плавал на Балтике на фрегате «Виктория», а в 1737 г. был назначен командиром придворной яхты «Декроне».
В ноябре 1737 г. Харитон Лаптев подал прошение императрице Анне Иоанновне об участии в Великой Северной экспедиции. 13 декабря 1737 г. он был утверждён в должности командира дубель-шлюпки «Якутск» Ленско-Енисейского отряда и произведён в следующий чин — лейтенанта флота. Отряду предписывалось пройти морем из Лены в Енисей с попутной описью неизвестных берегов. В 1738 г. вместе с двоюродным братом Дмитрием Харитон Лаптев выехал из Петербурга, а в мае 1739 г. прибыл в Якутск.
В июле 1739 г. Ленско-Енисейский отряд вышел в первое плавание под руководством Лаптева. Во время этого похода участниками экспедиции было составлено описание ряда островов и участка берега полуострова Таймыр между устьями рек Хатанга и Пясина. Зимовка отряда проходила в устье реки Блудной, где были построены избы из плавника. Для предохранения команды от цинги Лаптев ввёл в ежедневный рацион свежую мороженую рыбу, благодаря чему во время зимовки не было ни одного случая заболевания.
Летом 1740 г. Лаптев вышел во второе плавание — на север вдоль береговой линии Таймырского полуострова. Ледовая обстановка в навигацию 1740 г. была чрезвычайно сложной, и в августе «Якутск» был раздавлен льдами. Команда дубель-шлюпки покинула борт судна и в течение двух недель по льду перетаскивала на берег запасы продовольствия и снаряжение экспедиции. Через два месяца после гибели судна изможденные путешественники пешком добрались до зимовья в устье реки Блудной.
Поскольку продолжение морской экспедиции стало невозможным, Лаптев принял решение начать сухопутные походы для описи Таймырского полуострова. Эту задачу летом 1741 г. осуществили три группы, которыми руководили Семён Челюскин, Никифор Чекин и Харитон Лаптев. В августе весь отряд собрался в Туруханске на Енисее, где благополучно перезимовал. Для завершения описи северной части Таймыра в декабре 1741 г. из Туруханска отправился Семён Челюскин, а в феврале 1742 г. — и сам Лаптев. В мае 1742 г. группы Челюскина и Лаптева, завершив съёмку, встретились в устье Таймыры, а затем вернулись в Туруханск. В августе Ленско-Енисейский отряд в полном составе прибыл в Енисейск. Поставленные перед отрядом задачи были успешно решены.
Осенью 1742 г., отправив в Петербург Челюскина с отчётом о работе отряда, Лаптев остался в Енисейске выполнять точную картографию Таймырского полуострова и описание Северного Ледовитого океана от устья Лены до устья Енисея. Навигационные карты и географическая карта полуострова Таймыр, составленные Лаптевым, на протяжении почти полутораста лет оставались единственными картами этого района.
Все собранные экспедицией материалы Харитон Лаптев объединил в большой географический труд «Описание содержащееся от флота лейтенанта Харитона Лаптева в Камчацкой экспедиции меж реками Лены и Енисея, в каком состоянии лежат реки и на них всех живущих промышленников состояние». В книге были описаны реки северного края, начиная от Лены и далее на запад до Енисея, дана их характеристика (откуда вытекает, какой длины, полноводность и быстрота течения, где кончается лес и начинается тундра), а также рассказано о быте, занятиях, нравах и обычаях местного населения.
По окончании Великой Северной экспедиции Харитон Лаптев продолжил службу на Балтийском флоте, с 1746 г. он командовал судном «Ингерманланд» в Балтийском море. В 1752 г. в чине капитана 3-го ранга был назначен помощником начальника Морского кадетского корпуса. В период Семилетней войны 1756—1762 гг. был командиром боевого корабля, дослужился до чина капитана 1-го ранга. В 1762 г. Харитон Лаптев был назначен обер-штер-кригс-комиссаром (руководителем службы снабжения) флота. Скончался 21 декабря 1763 г.
Именем выдающегося мореплавателя названы три мыса на Таймырском полуострове: на северо-востоке находятся мыс Лаптева и мыс Харитона, на восточном побережье напротив островов Комсомольской Правды — мыс Харитона Лаптева. Часть западного побережья полуострова Таймыр, лежащая между устьями Пясины и Таймыры, носит название берега Харитона Лаптева. В память о братьях Харитоне и Дмитрии Лаптевых море Северного Ледовитого океана называется морем Лаптевых.
Василий и Татьяна Прончищевы (портреты воссозданны сотрудниками Российского центра судебно-медицинской экспертизы под руководством В. И. Звягина).
Прончищев Василий Васильевич (1702-1736)
Василий Васильевич Прончищев родился в семье мелкопоместного дворянина Василия Парфентьевича Прончищева. Он был младшим из пяти сыновей Прончищевых. Своё детство Василий провёл в имении отца в Мытском стане Тарусского уезда Калужской губернии, в 12 км от города Алексина.
В 1716 г. вместе с братом Михаилом Василий был отдан на обучение в Московскую школу математических и навигацких наук, а в 1717 г. переведён в Морскую академию в Петербург.
После окончания академии Прончищев служил на Балтийском и Каспийском морях. В 1722–1723 гг. он участвовал в Каспийском походе Петра I в Персию. В 1730 г. Василий Прончищев вошёл в Комиссию по аттестации чинов флота, а в 1733 г. был произведён в лейтенанты и назначен начальником Ленско-Енисейского отряда Великой Северной экспедиции.
В июне 1735 г. дубель-шлюпка «Якутск» под командованием Прончищева вышла из Якутского острога. Летом того же года отрядом было произведено обследование берегов Лены. После зимовки в устье реки Оленёк летом 1736 г. отряд достиг берегов Таймыра, где произвёл исследования и нанёс на карту часть побережья и многочисленные острова. Достигнув широты 77° 29′ и встретившись с непроходимыми льдами, мореплаватели были вынуждены повернуть назад — к Оленекскому зимовью. На обратном пути Прончищев, как и многие члены экипажа, заболел цингой.
29 августа «Якутск» подошёл к берегу. В тот же день Василий Прончищев умер.
Прончищева Татьяна Фёдоровна (1713-1736)
Имя первой русской женщины-полярницы — жены Прончищева — в течение долгого времени оставалось неизвестным. В записях штурмана отряда Семёна Челюскина в вахтенном журнале дубель-шлюпки «Якутск» она именовалась «супругой господина лейтенанта», в других документах отряда она не упомянута вовсе. Не сохранилось её имя и на могильном кресте.
В 1913 г. экспедиция Вилькицкого назвала именем Прончищевой мыс у входа в неизвестную бухту, на карте появилась надпись «М. Прончищевой». Эта надпись в 1920-е годы была расшифрована картографами как «бухта Марии Прончищевой». В 1921 г. на могиле Прончищевых появилась табличка: «Памяти славного Прончищева и его жены Марии. Ленск, гидрограф, эксп. 1921 г.».
В 1983 г., изучив документы Центрального государственного архива древних актов, студент Московского университета В. Богданов установил подлинное имя Прончищевой и основные факты её биографии. Открытие было зарегистрировано Географическим обществом СССР.
Татьяна Фёдоровна Прончищева (в девичестве Кондырева) родилась в 1713 г. в селе Берёзово Алексинского уезда, где её отцу Фёдору Степановичу Кондыреву принадлежало небольшое имение.
В 1721 г. отца по службе перевели в Кронштадт, куда переехала и семья. В Кронштадте Татьяна Кондырева познакомилась с Василием Прончищевым и 20 мая 1733 г. вышла за него замуж. Когда лейтенант Прончищев отправился в Якутск, чтобы возглавить Ленско-Енисейский отряд Великой Северной экспедиции, Татьяна Фёдоровна поехала вместе с мужем.
В конце июня 1735 г. отряд отправился в плавание на дубель-шлюпке «Якутск». На борту судна было более 40 членов экипажа, среди них находилась и молодая жена капитана, ставшая первой в мире женщиной, отправившейся в экспедицию на военном корабле. Так и осталось загадкой, взял ли Прончищев её с собой самовольно или получил на это разрешение Беринга.
В течение двух лет Татьяна Прончищева переносила все тяготы похода вместе с мужем и остальными участниками экспедиции. 29 августа 1736 г. Василий Прончищев умер, а через 12 дней после смерти мужа скончалась и его жена.
Участники экспедиции похоронили молодых супругов рядом, на деревянном кресте вырезали их имена. Могила сохранилась до настоящего времени. В 1999 г. на ней был установлен чугунный крест и шесть столбиков с цепной оградой. На кресте славянская вязь «Лейтенанту Василию Прончищеву и его жене Татьяне. Погибли в 1736 году», над ней — барельефное изображение дубель-шлюпа «Якутск», под надписью — изображение старинного сектанта.
Именем Василия Прончищева названы восточный берег Таймыра, мыс, озеро, горный кряж между реками Анабар и Оленёк, именем его жены — бухта и полуостров на востоке Таймыра. В Якутске установлен памятник супругам Прончищевым.
Челюскин Семён Иванович (ок. 1707-1764)
Семён Иванович Челюскин родился в селе Мишина Поляна Белевского уезда (сейчас село в Арсеньевском районе Тульской области). Истинная дата его рождения неизвестна, предположительно около 1707 года. Его отец, Иван Родионович, был стряпчим, затем стольником. Умер он рано, и заботу о Семёне взял на себя один из дальних родственников.
Летом 1714 г. Челюскин прибыл в Москву на смотр дворянских недорослей, а осенью был зачислен в Московскую школу математических и навигационных наук. Три года он обучался в классе русской грамоты, а затем перешёл в навигационный класс, где кроме алгебры, геометрии, тригонометрии и астрономии преподавали и искусство судовождения. В летнее время вместе с другими воспитанниками школы Семён Челюскин плавал матросом на судах Балтийского флота.
Окончив школу в 1721 г., Челюскин продолжил службу в Балтийском флоте в должности сначала ученика штурмана, затем подштурмана и зарекомендовал себя знающим моряком. В 1727 г. подштурман Челюскин обучал гардемарин на Балтике описи отдельных участков прибрежных районов Финского залива.
В декабре 1732 г. был подписан указ об организации Великой Северной экспедиции, а в январе 1733 г. в Адмиралтейств-коллегию был подан «список морских и адмиралтейских служителей, отправляющихся в Камчацкую экспедицию». В этом списке числился и Семён Челюскин. Руководитель экспедиции В. Беринг отправил Челюскина в Екатеринбург для подготовки снаряжения и закупки продовольствия. В апреле 1733 г., когда Челюскин уже был в пути, он узнал о том, что произведён в штурманы.
Ленско-Енисейский отряд Великой Северной экспедиции возглавлял земляк и давний знакомый Челюскина лейтенант Василий Прончищев. Одним из его ближайших помощников стал штурман Челюскин. В задачи отряда входила опись участка побережья Северного Ледовитого океана к западу от устья Лены.
В конце июня 1735 г. дубель-шлюпка «Якутск» вышла из Якутска и направилась вниз по Лене. В течение месяца Челюскин проводил картографические съёмки берегов реки. Обойдя дельту Лены, отряд продолжил плавание на запад, но выполнить поставленную задачу не смог. Приближалась зима, ледовые условия были сложными, пришлось встать на зимовку в устье реки Оленёк.
Летом следующего года «Якутск» вновь пытался пройти как можно дальше на север вдоль восточного берега полуострова Таймыр, но этому продвижению мешали туманы, встречные ветры и скопления льдов. Было решено вернуться в устье Хатанги на зимовку, однако высадиться в Хатангской губе не удалось. В конце августа 1736 г. судно подошло к устью реки Оленёк, а 29 августа скончался руководитель отряда — Василий Прончищев. Командование отрядом принял Семён Челюскин.
Весной 1737 г. Челюскин вместе с геодезистом Никифором Чекиным и двумя солдатами выехал в Якутск для доклада руководителю экспедиции, но Беринга там не застал. Отправив в Адмиралтейств-коллегию рапорт о плавании 1736 г. и о смерти Прончищевых, а также карту, на которой был показан восточный берег Таймыра и прибрежные острова, Челюскин остался в Якутске ждать указаний из Петербурга. Летом 1737 г. в Якутск прибыла и дубель-шлюпка под командованием боцмана Медведева.
В феврале 1738 г. в Адмиралтейств-коллегии «слушали доклад по полученному из Камчацкой экспедиции от штурмана Челюскина рапорту». В этом рапорте Челюскин писал о необходимости продолжения экспедиции: «Начатое свершиться должно». Решение о продолжении работы отряда было принято, новым командиром дубель-шлюпки «Якутск» и руководителем Ленско-Енисейского отряда был назначен лейтенант Харитон Лаптев, который прибыл в Якутск в мае 1739 г.
Почти два года провёл Семён Иванович с командой в Якутске в ожидании нового плавания. Под его руководством было отремонтировано и подготовлено к следующему плаванию судно отряда.
В июле 1739 г. «Якутск» под командованием Х. Лаптева начал свой путь на север. 21 августа судно подошло к мысу Св. Фаддея, откуда вернулось к устью Хатанги, где отряд зазимовал на берегу речки Блудной. Летом следующего года «Якутск» вышел в своё последнее плавание. Спустя месяц его затерло дрейфующими льдами вблизи бухты Прончищевой. Команда, выгрузив продовольствие и снаряжение экспедиции, по льду добралась до материка, а через полтора месяца вернулась в зимовье на реке Блудной.
Весной 1741 г. отряд начал работу по исследованию Таймырского полуострова с суши. 17 марта Семён Челюскин с двумя матросами отправился в верховья реки Пясины, откуда они должны были спуститься до моря, а затем на собачьих упряжках двигаться на восток. Во время этого похода было составлено описание западного побережья полуострова, залива Миддендорфа, устья Енисея и мыса Стерлегова.
Проведя осень 1741 г. в Туруханске, 4 декабря Челюскин на собачьих упряжках вновь отправился на Таймыр. Ему было поручено завершить опись северной части полуострова. Почти три месяца Семён Иванович с тремя солдатами добирался до устья Хатанги, где путешественники запаслись провизией и кормом для собак. 1 мая 1742 г. группа дошла до мыса Св. Фаддея, откуда продолжила путь к северу. В полночь с 8 на 9 мая Семён Иванович Челюскин достиг самой северной точки Евразии — мыса, названного им Восточным Северным мысом и в 1843 г. переименованного в мыс Челюскина. На мысе он установил маяк — деревянный столб, привезенный с собой.
От мыса группа направилась к устью Нижней Таймыры. 15 мая на карту были нанесены последние неисследованные километры северного побережья Таймыра. Задание Адмиралтейств-коллегии было успешно выполнено — весь берег от устья Лены до устья Енисея был описан и положен на карту. Немалая заслуга в этом принадлежит Семёну Ивановичу Челюскину. Только по полуострову Таймыр он проехал и прошёл, выполняя описи, в общей сложности более семи тысяч километров.
Осенью 1742 г. Челюскин по поручению Х. Лаптева отправился в Петербург с отчётом о работе отряда. В том же году он был произведён в мичманы. Некоторое время мичман Челюскин командовал придворной яхтой, а затем продолжил службу в Балтийском флоте.
В 1751 г. Челюскин был произведён в лейтенанты, в 1754 г. — в капитан-лейтенанты, а в 1756 г. по болезни ушёл в отставку в звании капитана 3-го ранга. В 1760 г. Семён Иванович поселился с женой в своей деревне в Алексинском уезде, где скончался в ноябре 1764 г. Место его захоронения неизвестно.
Именем Семёна Ивановича Челюскина назван мыс — самая северная точка Евразии, а также небольшой остров в Таймырской губе.