Первая камчатская экспедиция, в которой участвовал знаменитый Витус Беринг, хоть и не выполнила на сто процентов поставленных перед ней задач, всё равно стала успешной. На основании результатов Первой экспедиции правительство России приняло решение организовать Большую северную экспедицию. Из неё для удобства выделили Вторую камчатскую экспедицию.
Руководителем Второй экспедиции вновь стал датчанин Беринг. Известно, что члены русской экспедиции выдвинулись на Камчатку весной 1733 года. Добирались к месту они порознь, достаточно долго. Сам Беринг, добравшись до Якутска, жил тут три года, всё это время занимаясь подготовкой к важному мероприятию.
Наконец все участники исследовательской экспедиции собрались в Охотске осенью 1737 года. Тут достраивали суда для предстоящего мероприятия.
У Второй экспедиции были обширные задачи. Поэтому один корабль в 1738 году отплыл к Курильским островам и далее к Японии, а сам Беринг собирался исследовать восточное направление и отыскать путь в Америку. По этой причине два судна, которыми должен был руководить Беринг, задержались. Эти суда достраивали в Охотске.
Они прибыли в Авачинскую бухту (ныне тут расположен Петропавловск-Камчатский) лишь в сентябре 1740 года. Так как в это время года погода на Камчатке уже портится, то корабли Бернига остались в бухте до следующей весны.
Наконец в марте 1741 года Беринг решил отправиться в путь. И тут произошло кое-что, предопределившее драматическую судьбу дальнейших событий.
Беринг располагал на тот момент (помимо прочих источников) весьма спорной картой некоего Делиля, на которой к югу от Камчатки была показана мифическая «Земля Гамы». Как ни отговаривали помощники Беринга от желания отыскать эту призрачную землю, он никого так и не послушал. В результате оба судна из Петропавловка вышли, но двинулись на юг, вместо того чтобы плыть на восток, к Америке.
Беринг, убедившись на восьмой день плавания, что никакой «Земли Гамы» впереди нет, дал команду идти на восток. Однако по пути из-за шторма суда потерялись. Через три дня безуспешных поисков корабль, на котором плыл Беринг, вновь двинулся на юг.
Судно под командованием Беринга, в общем, на восток двигалось, но довольно сложным образом. И лишь 16 июля, то есть на второй месяц после своего старта, с корабля Беринга увидели один из островов Аляски. Таким образом, Беринг всё-таки добрался до Америки.
Здесь были произведены короткие научные изыскания, весьма обогатившие мировую науку. Часть офицеров предлагала остаться на зимовку тут, на Аляске. Благо места были подходящие. Но Беринг опять никого не послушал. Он решил возвращаться домой, в Охотск. Ему казалось, что его корабль успеет вернуться.
Однако тут произошло самое худшее. В пути начались сильные шторма. Помимо этого, команда стала страдать от цинги. Один за одним умирали матросы корабля, а оставшиеся в живых ослабели настолько, что не были в состоянии поставить (или убрать) все паруса.
В итоге 4 ноября 1741 года с корабля Беринга увидели землю (это был остров) и решили тут зимовать. Для этого на берег вытащили кое-какой инструмент и выкопали землянки. Сам Беринг был очень слаб, уже не поднимался, а 8 декабря 1741 года он умер.
Гукор «Святой Пётр» был построен участниками Второй камчатской экспедиции на острове Беринга из разбившегося одноимённого пакетбота
Фото: Карелов А. В. — Чернышёв А. А. Российский парусный флот. Справочник. — М.: Воениздат, 2002, ru.wikipedia.org
Из всех членов команды до следующего, 1742, года дожило 45 человек. Из остатков своего судна они выстроили корабль поменьше и 17 августа 1742 года вернулись в Петропавловск.
Вторая камчатская экспедиция была мероприятием, полным драматизма и лишений. Однако она дала науке много ценного материала касательно мало изученных владений России на востоке.
Экспедиция Беринга открыла новые острова, нанесла на карту ранее не изученные земли, бухты и проливы, ознакомилась с животным и растительным миром Америки.
Так что заслуги Беринга в деле изучения окраин империи — бесспорны. И его вторая родина Россия оценила эти заслуги. На картах всего мира появился Берингов пролив.
Источник: Школа жизни. Автор Максим Мищенко