• Государева дорога в Сибирь

  • Back
05.08.2022 by 

Дорога от Соликамска до Верхотурья через Уральский хребет была «пущена в эксплуатацию» в конце 1597 года и получила официальное название «Новая Сибирская Верхотурская дорога». В ведомственной переписке дорогу из Европы в Азию стали обозначать как «Соликамско-Верхотурский тракт», а в народе её стали называть просто — «Бабинновская» или «Бабиновка» по имени первооткрывателя и строителя Артемия Софроновича Бабинова.

Этот, наиболее труднопреодолимый и ответственный участок транс-контитентальной Государевой дороги, в то время был наиболее коротким и экономичным трафиком и явился, по сути, первым сухопутным «мостом», надёжно связующим три континента: Европу, Азию и Америку.

Карта дороги от Соликамска до Верхотулья

Первая сухопутная дорога России через Камень (Уральские горы) известна в истории как «Бабиновская» по имени дорогоустроителя Артемия Бабинова, а в документах значится как «Государев Соликамско-Верхотурский тракт». Отрезок дороги от Соликамска до Верхотурья в 263 версты – ключевой для всего пути из Московии в Сибирь. Государева дорога («Бабиновская») дала жизнь городу-форпосту Верхотурью и положила начало рождению Российской Империи. Забытая и порушенная ныне, она непременно возродится.

Через Камень из Европейской Руси-Московии в Азиатскую Югру-Сибирь с ХII по ХVI в.в. пролегало несколько «чрезкаменных» путей. По волокам и рекам новгородцы ходили тремя вариантами Печерского (Новгородского) пути: Елецким, Щугорским, Илычским. В Мангазею морским путём добирались поморы. Южнее шли транс-уральские пути: старинная Казанская конная дорога и степная Яицкая. В 1581 г и 1591 г. появились: «сибирский волок» Ермака и Лозьвинский путь как продолжение средневековой Чердынской (Вишерской) дороги. Все они были сопряжены с большими затратами сил и времени.

В 1595 году царь Федор, сын Ивана IV, издает указ «о розыске» прямого пути из Европейской Руси в Зауралье.

Его исполняет Артемий Бабинов с ватагой крестьян, обустраивая полностью сухопутный «чрезкаменный» путь, названный народом «Бабиновской» дорогой, хотя в документах он значится как «Государев Соликамско-Верхотурский тракт».

Артемий Бабинов
Артемий Бабинов

Бабиновский тракт начали строить в 1595 году. В строительстве приняло участие 40 человек, которые за два года успели не только проложить дорогу длинной в 300 километров на болотистой местности, но и отстроить 9 мостов через реки, встречающиеся на пути. В прошлом России ещё не было подобных случаев. Впоследствии дорога была удлинена до Тюмени и Тобольска, а в 1598 году по тракту стали использовать для перевозки большого количества тяжёлых грузов.

11 января 1598 г. в Верхотурье прибывает передовой обоз, прошедший от Соликамска через реки Яйву, Косьву, Кырью, Лобву, мимо Косьвинского и Павдинского камня к Туре. Вскоре на новом тракте появляются деревни: Сурмог, Верх-Яйва, Чикман, Молчан, Верх-Косьва, Растёс, Павда, Караул. Не позднее 1600 года в Лялинском Карауле, Павде и Растёсе выставляются заставы-караулы, подчинённые Верхотурской таможне. «Городок невелик, да славен» – такая идёт молва в те времена о городе-форпосте, «нервном узле» государства российского на границе Европы и Азии – Верхотурье.

Благодаря Бабиновской дороге, Святая Русь «устремляется» на Восток. В народе «возжигаются» мощнейшие силы «проведывания новых землиц». Рождается движение первопроходцев ХVI-ХVII веков «Встречь Солнца» в Сибирь, Арктику, Дальний Восток, Китай, Индию и Америку. Вскоре народная инициатива получает государственную поддержку, преобразуется в геополитический проект, обеспечивающий суверенитет и развитие одной из самых могущественных мировых держав того времени – многонациональной и поликонфессиональной Российской Империи.

Бабиновская дорога сравнима по своей значимости с Великим шёлковым путем. Она стала одним из главных связующих звеньев комплекса первых транссибирских путей, прокладываемых первопроходцами к новым, восточным рубежам российского государства.

В марте 1725 года по Бабиновской дороге с остановкой в Верхотурье проследовали участники Первой Камчатской экспедиции под руководством командора Витуса Беринга. Известно, что 14 февраля весь состав экспедиции собрался в Вологде и через два дня отправился в путь по маршруту Сольвычегодск – Соликамск – Верхотурье – Тюмень – Тобольск.

Легендарная дорога исправно функционировала до 1763 г. – даты закрытия Верхотурской таможни, в связи с учреждением нового пути Кунгур–Екатеринбург–Тюмень. Ямская же «гоньба», по Бабиновской дороге, продлилась ещё на полвека, увеличив период её активного служения до двухсот лет. Трудилась она после падения Империи во времена Гражданской войны и в Отечественную. На её территории располагались структуры ГУЛАГа и УФСИНа. В 60-х годах прошлого века жизнь в большинстве поселений прервалась.

Современная Бабиновская дорога от Верхотурья до Павды и от Соликамска до Молчана доступна легковому автотранспорту. В центральной части, от Павды до Молчана, посильна только для полноприводных автомобилей с лебёдками.

Верстовой столб в Соликамске
Верстовой столб в Соликамске
Памятная доска в Верхотурье
Памятная доска в Верхотурье

Бабиновская дорога, обладая статусом первородства среди отечественных исторических дорог, как-то: Московско-Сибирского тракта, Старой Смоленской дороги, Чуйского тракта, внесенная в «Стратегию достопримечательных мест и историко-культурных заповедников РФ», ныне пребывает в упадке. Деревни-караулы, превратившиеся в урочища. Обветшалая Церковь в деревне Верх-Усолка, родине Артемия Бабинова. Часовенка на кладбище и раскопанная могила детей А. Сибирякова в Растёсе. Израненные колёсами лесовозов, заболоченные участки исторической дороги с «вкраплениями» небольшого количества сохранившихся – вот ныне реальная картина легендарной дороги.

Памятный (обетный) крест был воздвигнут в урочище Растёс на Государевой дороге («Бабиновской») в канун Рождества Пресвятой Богородицы в 2016 году.

Памятный (обетный) крест в урочище Растёс
Памятный (обетный) крест в урочище Растёс

В 100 км от Верхотурья, расположен старинный посёлок Павда, побывавший за свои четыре века и «стражем» при Государевой дороге, и золотодобывающим, и горнозаводским, и лесозаготовительным посёлком. В 2023 году ему грядёт уже 425-летний юбилей. Грандиозная картина Уральских гор потрясает всякого сюда приехавшего. Павдинский Камень, в 15 км от Павды, Алёшин, Лялинский и Колпак Камень, Знак Европа-Азия – на них можно побывать, договорившись с местным проводником. В доме культуры открыт Музей истории Павды, а в церковном доме организован Визит-центр с обширным материалом по исследованию Бабиновской дороги, путей её воссоздания и современного использования. Пытливые путешественники могут добраться до Растёса, «серединной» точки на Бабиновской дороге, условной границы Руси и Сибири.

Источник: проект Экспедиции Беринга