Первый в России маяк был зажжён 4 апреля 1704 года на Государевом бастионе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. Лишь спустя 100 лет появилась официальная маячная служба, тогда же маяки – их называли сигнальными огнями – перевели из частной собственности в подчинение морского ведомства.
Терско-Орловский маяк
Самый старый каменный маяк Кольского полуострова называют также Орловским. Неподалеку от Терско-Орловского мыса моряки часто попадали в так называемое горло Белого моря – опасный участок, где встречаются несколько течений и скальные мели, поэтому строительство маяка было необходимо.
Маяк заработал в сентябре 1842 года, за ним следил смотритель и пять служащих. Ближайшее село находилось на расстоянии около 20 км, а до Архангельска можно было добраться только летом на попутных судах. Даже отремонтировать сооружение было непросто.
Так, в 1872 году на подходе к маяку перевернулся катер, вёзший строительный материал. Тогда погибло более 20 моряков.
Две династии маячников – Куковеровых и Шишеловых – десятки лет следили за сооружением, делая проход судов безопасным.
Маяк на мысе Дежнёва
Маяк на мысе Дежнёва первым встречает новый день в России. Это не только сам «сигнальный огонь», но и памятник мореходу и землепроходцу Семену Дежнёву.
Впервые каменный крест в его честь был установлен здесь на холме Ингегрук в 1910 году. Его снесли с приходом советской власти, позже поставили вновь, но строение разрушилось под воздействием жёстокого климата. Действующий памятник-маяк работает с 1998 года.
Токаревский маяк
Сейчас у Токаревского маяка любят фотографироваться влюблённые, по узкой насыпи к нему можно подойти достаточно близко. 12-метровое здание стоит на насыпи, это место называют токаревской кошкой (отлогий выступ берега).
Маяк указывает путь морякам, которые идут к Владивостоку со стороны Амурского залива и заходят в пролив Босфор Восточный.
Маяк Басаргина
Сравнительно молодой маяк служит ориентиром для судов, которые идут проливом Босфор Восточный в бухту Золотой Рог и к Владивостоку.
Его построили в 1937 году и поначалу считали не маяком, а светящимся навигационным знаком, так как башня была сделана из дерева и применялся ацетиленовый огонь. Лишь через 20 лет построили каменное здание высотой 8 метров от основания. Маяк светит на 10 миль зелёным огнём.
Ялтинский маяк
Маяк был построен в 1908 году и своим красным огнем помогал морякам на расстоянии 11 миль. После Великой Отечественной войны заново отстроили здание, а оборудование стало мощнее: теперь красное свечение было видно с расстояния 13 миль.
Ураган 1969 года чуть было не разрушил постройку, даже ялтинский волнолом дал трещину, но здание устояло. Начальник маяка Шевченко во время шторма сумел добраться до башни, включить резервный аппарат и тря дня ненастья следил за работой, чем спас множество проходящих судов.
Вайдагубский маяк
Построен в 1896 году на оконечности полуострова Рыбачий в Мурманской области. Его свет не только помогал морякам, но и способствовал развитию рыбного промысла в регионе: после появления маяка рыбаки перестали бояться подходить к губе ночью, поэтому к 1910 году здесь появилось около 20 различных предприятий.
В годы войны он использовался как наблюдательный пункт. По маяку ориентировались на месте артиллеристы, которые защищали западное побережье полуострова. Во время боевых действий здание было уничтожено, а после отстроили красную круглую башню высотой 29 метров.
Маяк в городе Балтийске
Самый западный маяк в России обеспечивает подход к порту Балтийск. Ранее он назывался Пиллау, так как находился на территории Восточной Пруссии. Немецкие военные при отступлении в период Великой Отечественной войны вывели маяк из строя, но уже 1953 году его восстановили. Сейчас он светит белым светом на расстояние 16 миль.
Толбухин маяк
Маяк стоит на искусственном острове на подходе к Санкт-Петербургу со стороны Балтийского моря.
По поручению и эскизу Петра I здание решено было строить из камня, однако денег не хватило, поэтому временную постройку сделали из дерева. Позже она и дополнительные помещения сгорели при пожаре. Каменный маяк заработал только в 1810 году.
Соловецкая церковь-маяк
Монастырь был построен на этом месте ещё в середине XV века. Администрация обзавелась судами и пароходами и активно сотрудничала с беломорскими портами. Жители монастыря обустраивали вехи и бакены, но когда наладилось регулярное судоходство крупных пароходов, было решено построить маяк.
Так в 1862 году на вершине Секирной горы появилась необычная церковь с куполом-маяком. Спустя 100 лет его капитально отремонтировали, подведя электропитание. Сегодня это самый высокий маяк на Белом море, он работает в автоматическом режиме и обеспечивает видимость до 10 миль.
Источник: РИА Новости