15 августа 2021 года, незадолго до завершения экспедиции «Эхо Русской Америки», в федеральной американской газете The New York Times вышла статья Пена Баллокауга «Когда Россия владела частью Америки»:
«Михаил Малахов говорит, что побывал на Северном полюсе 31 раз, проходя по следам поколений русских исследователей.
Он даже совершил лыжный переход.
Поэтому его последнее приключение – это предрешённое дело. Почти месяц г-н Малахов сплавлялся на байдарках вверх по реке с лососем и проходил пешком по горной медвежьей стране в летней прохладе юго-запада Аляски.
Через сто пятьдесят лет после того, как Россия продала Аляску Соединенным Штатам, г-н Малахов и небольшая команда повторяют маршруты, проложенные русскими исследователями в 1800-х годах. Его цель, помимо острых ощущений, состоит в том, чтобы привлечь внимание к глубокому историческому следу, оставленному Россией в Северной Америке – в то время, как распространяются мрачные подозрения о российском влиянии на американскую политику.
«Это слегка забытая часть истории», – сказал Тим Келли, хранитель русского наследия в Калифорнии.
Но на Западном побережье осталось много следов. Бывшее русское поселение под названием Форт-Росс находится всего в 90 милях к северу от Сан-Франциско, а г-н Келли возглавляет группу по сохранению этого поселения. Он вырос возле форта – вдоль реки Рус – и живет в Севастополе, Калифорния, – не путать с Севастополем, Крым.
История русской Америки начинается в 1741 году, когда датский штурман, работавший на Российскую империю, увидел побережье Аляски. Это был Витус Беринг, в честь которого назвали Берингов пролив.
В 1780-х годах на Аляске выросли крошечные постоянные поселения. Исследователи столбили огромную территорию для Екатерины Великой, зарывая металлические пластины, напоминающие советские вымпелы, оставшиеся на Луне. Миссионеры Русской православной церкви разошлись по диким местам в попытке обратить коренное население в православие. Сформировалась территория под названием «Русская Америка».
Царская колонизация была обусловлена торговлей пушниной. Шкурка морской выдры, известная как «мягкое золото», позволяла российскому моряку заработать сумму, эквивалентную двухлетней зарплате. Тюленьи пенисы также пользовались большим спросом, как афродизиаки для китайского рынка.
Более широкой целью на «Диком Востоке» было огромное имперское пространство.
Завоевание может быть жестоким. Русские взяли рабов и уничтожили деревни, и большая часть первоначального населения умерла от болезней, принесённых захватчиками.
Примерно в 1800 году Русская Америка консолидировалась под эгидой торговой компании и вышла за пределы Аляски вниз по тихоокеанскому побережью. Российская экспедиция прибыла в Сан-Франциско, контролируемый испанцами, в 1806 году, в поисках резервов для недоедающих форпостов на севере.
«Они проплыли мимо испанских орудий в устье залива и бросили якорь», – сказал мистер Келли. Это был смелый шаг, потому что Испания отказывалась торговать с другими державами.
Начальник российской миссии, «дон Кихот», слегка болеющий морской болезнью искатель приключений по имени Николай Резанов, очаровал испанцев. Вскоре он влюбился в юную дочь испанского губернатора. Но он умер, прежде чем они поженились.
«Имела бы место интересная альтернативная реальность для Америки, если бы российское присутствие было усилено», – сказал г-н Келли.
К 1810-м годам у россиян был Форт-Росс в Калифорнии с фермами, ветряными мельницами и пушками, а также базы на Гавайях. Царь Александр I короткое время претендовал даже на большую часть Тихоокеанского Северо-Запада. Но российская сфера влияния была незначительной: сотни тысяч квадратных миль удерживали всего около 1000 или около того разбросанных по территории колонистов.
В 1841 году россияне продали Форт-Росс Джону Саттеру – швейцарскому поселенцу, который известен владением ещё одним куском собственности, на котором вскоре будет обнаружено золото, что положит начало Калифорнийской золотой лихорадке. Продажа остаётся спорной. Российский политик заявил в 2014 году, что Саттер за покупку в действительности не заплатил, и что Россия должна вернуть Форт-Росс – как ракетную базу.
В течение десятилетия Калифорния стала государством. Русская Америка отступила на Аляску перед лицом расширяющихся Соединенных Штатов. Г-н Келли сказал, что морские выдры, исчислявшиеся сотнями тысяч, почти вымерли от чрезмерной охоты. Меховая прибыль сократилась.
Но в 1865 году началось строительство одного из самых амбициозных промышленных проектов этой эпохи: российско-американского телеграфа, который Западный Союз планировал провести из Сан-Франциско под Беринговым проливом в Москву.
Русские поддержали Союз в гражданской войне, в которой последний выстрел, кстати, был произведен военным кораблем Конфедерации через нос союзного китобоя возле Алеутских островов – и телеграф мог бы укрепить альянс. Но вскоре эта телеграфная линия была заброшена, в то время, как подводный кабель был проложен через Атлантику. Рабочие в Русской Америке были настолько далеки от цивилизации, что известия о сокращении штатов шли до них почти год.
В 1867 году США купили Аляску целиком, выписав России чек на 7,2 млн долларов, или более 100 млн долларов в сегодняшних ценах. Некоторые американцы осудили покупку как бесполезную экстравагантность – «Россия продала нам выжатый апельсин!» – воскликнул «Нью-Йоркский Мир», и один одинокий ученый все ещё утверждает, что это была пустая трата денег.
Аляска стала 49-ым штатом в 1959 году. Но Русская Америка продолжает свою «жизнь после жизни»: в русском диалекте, на котором говорят в деревне Нинилчик; в названиях мест и фамилиях местных жителей; в тысячах местных приверженцев Русской православной церкви на Аляске и их лунно-купольных церквях; в старом деревянном редуте, который г-н Малахов, являясь русским, посещает в своём походе.
Некоторые русские, мыслящие экспансионистскими категориями, все ещё испытывают угрызения совести продавца. Но г-н Малахов, отправившийся из Диллингема на Аляске в прошлом месяце и возвращающийся из диких мест на этой неделе, считает, что политика является вторичной по отношению к «контактам между людьми» и что более дружелюбное будущее может быть достигнуто обходным путём через далёкое прошлое.
«У России и Америки очень хорошая общая история», – сказал он. «Они должны поддерживать друг друга».»
Источник: Сайт «Русского Географического общества». Перевод Виктора Шляхина