Тверская область называется родиной истока. Здесь на Валдайской возвышенности берут своё начало, а потом разбегаются во все стороны света: Волга, Западная Двина, Днепр, Мета-Цна-Мста (Волхов).
Именно здесь с легендарных времен Гипербореи и Биармии сложился мощный комплекс, представляющий из себя систему волоков, позволяющих осуществлять перевалку грузов в любом направлении, который просуществовал, практически, до массового развития железнодорожного транспорта, т.е. до конца XIX века.
Один из участков этого комплекса получил в своё время наименование «Путь из варяг в греки», а другой «Путь из варяг в арабы». Именно этот транспорто-логистический хаб явился экономической основой рождения известных русских городов: Новгорода, Киева, Смоленска, Полоцка, Твери, а также государств: Киевской, Владимирской, Тверской и наконец Московской Руси.
Великий Пётр понимал роль водных транспортных путей и используя элементы этого логистического кластера на месте бывших волоков проложил каналы, связав весь север России с центром страны. Прорубив «окно в Европу» «Ногою твёрдую встав при море» он, строя морскую империю, закрыл систему внутренних коммуникаций от внешних врагов, заложив одномоментно три крепости Санкт-Петербург, Петрозаводск и Таганрог.
Сталин пошёл ещё дальше, построив системы Волго-Балтийский и Волго-Донских каналов, превратив Москву в порт пяти морей и двух океанов – немыслимое и невиданное ранее в мировой истории. Он создал транспортную систему, способствующую опережающему развитию экономики СССР в предвоенные годы и обеспечил будущий фронт Великой Отечественной войны, раскинувшийся от Мурманска до Кавказа, мощнейшей системой тыловых коммуникаций. Как Верховный Главнокомандующий, он сумел, превратив крупнейшие реки России в мощные рубежи обороны, измотав, и наконец на Волге-матушке, сломал хребет фашистскому зверю.
Можно с уверенностью сказать, что на протяжении многих веков Россия развивалась и строилась, как речная цивилизация. А родина Великого истока была началом-начал этой цивилизации, что оставило свой отпечаток, не только на проживающих здесь людях, но и на формирование мироощущения всего нашего народа, заложив исключительную черту русского человека – уметь видеть за горизонт, и думать за всё пространство, что в итоге и определило многовековую историю движения по рекам на юг, север, восток, одним словом к морю.
Не случайно, что именно отсюда Афанасий Никитин ушёл искать свой путь в Индию за 20 лет до Колумба. Да и командор Витус Беринг готовил, именно, здесь Великую Северную экспедицию, которая и начертала наши рубежи и пределы, отмеченные на карте мира до скончания века, как раз в Твери 290 лет назад. Здесь же на тверских верфях он построил свою флотилию и оснастил всем необходимым, для этого грандиозного предприятия.
Да и после Беринга тверитяне продолжали своё движение на север и восток, неся, какой то, особый речной или морской генетический код, обладая особенным уровнем пассионарности. Около 250 тверских имен [увековечено] на карте Северо-Ледовитого и Тихого океанов. Сегодня мы насчитываем более 200 адмиралов, первопроходцев, первосвятителей, которые раздвигали пределы русского мира на протяжении веков.
Даже в новейшей истории России с 1993 года из шести Главнокомандующих Военно-Морским флотом России двое – Массорин В.В. и Королёв В.И. – наши земляки.
Согласно работе Льва Лурье «Питерщики. Русский капитализм. Первая попытка» до 10% всех жителей Санкт-Петербурга ещё в начале 20 века составляли выходцы из тверских земель. Мы с Вами знаем кимрских-савёловских сапожников, а были ещё ялочники, обслуживающие на своих или арендованных ялах-шлюпках базу флота Кронштадт – осташи. Они же рыбаки и корабельные плотники. Пароходные кочегары и машинисты – зубчане. Весь мелкий каботаж, боцмана и матросы – старичане и новоторы. Портовые грузчики – бежецкие, да ржевские мужики. Да и многие лоцмана были вышневолочане, совместно с новгородцами, заложив основу этой важнейшей службе.
А вспомните картину Ильи Репина «Бурлаки на Волге». Так вот столица бурлачества – город Рыбинск. Весь хлеб в Санкт-Петербург и на Русский Север шёл по Волге и Шексне. Но на Вышний Волок с его быстринами и перекатами шли только самые подготовленные профессионалы из местных.
Наш земляк чувствуя и ощущая в себе этот неугомонный код-стержень, Лев Гумилев определил многовековое движение нашего народа к морям, одним махом, одной фразой «Россия морей». Так вот «Россия морей» берёт своё начало на Родине истока. Истока нашего миропонимания и мироощущения. Истока русской РЕЧНОЙ цивилизации. Истока Русского духа.
Председатель Совета Ассоциации Тверских землячеств Сергей Александрович Спиридонов