В 1733 году точкой сбора, подготовки и формирования экспедиции Витус Беринг выбрал Тверь, и уже несколько лет краеведческий центр «Землепроходцы» под руководством Сергея Панюхина, члена Русского географического общества, по крупицам воссоздаёт тверскую историю этой экспедиции. Исторический очерк «Тверская флотилия Великой Северной экспедиции» – это первое исследование одной из малоизученных страниц грандиозного похода.
Один из самых интригующих вопросов для исследователя: кто именно из участников экспедиции Беринга был уроженцем города Твери или Тверской губернии? Историки и краеведы в других регионах России – Тульской, Калужской, Псковской областях и в Санкт-Петербурге – уже восстановили десятки имён своих земляков-штурманов, геодезистов, адмиралтейских служителей.
В архиве ВМФ есть поименный список участников экспедиции, с воинскими званиями и должностями, но не указано, откуда они родом. Поэтому мне приходится проводить кропотливую работу: каждую фамилию сверять со списками дворянских родов Тверской губернии, «прогонять» её через ревизские ведомости XVIII века в надежде обнаружить наших земляков
Говорит Сергей Панюхин
Результат есть – удалось установить имена сразу двух тверитян, отправившихся в экспедицию Беринга!
Лейтенант Егор Ендогуров привёл из Петербурга в Тверь первый обоз со снаряжением и материалами для экспедиции. Он был тверским дворянином, владел деревнями Непеино и Яминское (современное Тургиновское сельское поселение). Морской офицер Ендогуров окончил в 1721 году академию в Петербурге, экзамены у него принимал император Петр Первый! Затем служба на Балтийском флоте, зачисление в экспедицию Беринга «по доброй воле» в 1733-м. И восемь лет изнурительного похода: переброска грузов по сибирским рекам, участие в строительстве пакетботов на берегу Охотского моря. Его мечты об открытии Америки не сбылось: тяжелейшая болезнь, ранняя смерть… В память о нём осталась географическая точка в Чукотском море – мыс Ендогурова.
Второе имя нашего земляка — штурман Емельян Родичев, который в отряде капитана Шпанберга достиг берегов Японии и оставил первые описания Курильских островов. Родичевы — древний дворянский род из «Бежецкой пятины». Увы, достойнейший его представитель Емельян Богданович, исследователь Дальнего Востока, капитан-командор, совершенно забыт тверской историей.
Впрочем, в тени оказался весь «тверской след», участие Твери в подготовке великой экспедиции. В краеведческих музеях нет стендов о строительстве на тверских верфях кораблей для похода Беринга, о знаменитых земляках-мореплавателях не рассказывают школьникам и студентам, на улицах города нет даже мемориальной доски, напоминающей о причастности тверитян к этому историческому событию. Эту несправедливость будет исправлена.
— Великая Северная экспедиция Витуса Беринга – безусловно, одна из ярчайших страниц отечественной истории. Сейчас ассоциация помогает выполнить в тверском регионе сразу два связанных с ней проекта. В селе Тургиново планируется установить мемориальную доску, посвященную Егору Ендогурову. А в Твери в парковой зоне у Речного вокзала краеведческий центр «Землепроходцы» предлагает установить памятник, посвящённый экспедиции Беринга. Идея поддержана Общественной палатой города. Место выбрано не случайно: от стен Отроч-монастыря 290 лет назад корабли экспедиции, построенные тверскими судостроителями, уходили по Волге и Каме к Уральским горам.
Источник: Тверские ведомости