В конце XIX веке в Ганноверской библиотеке нашли записки Готфрида Лейбница, где он предлагал план реформ для России. Как предположил обнаруживший документы профессор Владимир Герье, Лейбниц написал их в 1697 году, когда Великое посольство Петра I проезжало через Ганновер. Из источников не ясно, встретились лично царь и философ в 1697 году или нет, но личность Петра I уже тогда интересовала Лейбница. Судьбы этих двух великих людей пересеклись. Один – великий царь и император всея Руси – Пётр Первый. Другой – великий немецкий учёный, гений – Готфрид Вильгельм Лейбниц.
В 1696 году царь Пётр едет в Европу в рамках Великого посольства. Не как царь, а как представитель русского дворянства – Пётр Михайлов. Он обучается самым разным ремеслам, встречается с видными людьми, заводит связи. В ганноверском замке Коппенбрюк царь Пётр случайно знакомится с Лейбницем, именитым уже на всю Европу. Но на последнего русский царь не производит впечатления. В ту пору Лейбниц мало что знает о Петре и России.
В 1711 году царь Пётр и Лейбниц встречаются вновь, в Европе на свадьбе сына Петра Алексия и брауншвейгской принцессы Софии. Теперь отношение Лейбница к Петру иное, диаметрально противоположное. Пётр, российский царь Пётр – велик. Лейбниц наслышан об успехах России. Между Петром Первым и Готфридом Лейбницем завязывается переписка, которая носит систематический характер. Петру импонируют идеи и советы Лейбница. Не раздумывая, он приглашает Лейбница на службу Российскому государству в качестве тайного советника по юстиции, назначая ему жалование 2000 гульденов (или 1000 талеров). Лейбниц занимается не только правом, но и более широким кругом вопросов. Петру приятен такой энтузиазм немецкого гения. Лейбниц воспевает величие России и её будущего. Лейбниц, не бывавший ни разу в России, работает для блага России, за её пределами в Ганновере. Он увлекается историей России, её культурой, исследует родословную русских.
Лейбниц вдохновлён. Он предлагает Петру интересные проекты по объединению церквей, по судоходству, по географии (как пример, инициатива Петра по отправлению экспедиции Беринга была основана на гипотезе Лейбница, что между двумя континентами должен существовать пролив). Философ советовал ввести в России европейское образование, создавать библиотеки и академии, приглашать талантливых иностранцев, составлять карты и изучать обычаи народов державы. Лейбниц советовал исследовать восточные берега Азии, чтобы выяснить, есть ли перешеек между двумя континентами.
Лейбниц спрашивал соратника царя Якова Брюса о результатах экспедиций, отправленных по приказу Петра I в Сибирь. Его интересовал вопрос: есть ли море между Азией и Америкой, которое «многие допускают, другие же отрицают». Лейбниц писал, что только царь России может решить этот вопрос и добавлял, что «будет славнее и даже важнее всего, что сделано в своё время египетскими царями для исследования источников Нила».
Через год философ подготовил для Брюса новую записку, где напоминал, что восточная оконечность Азии, около предполагаемого Ледового мыса, не исследована. Он советовал направить экспедицию, чтобы выяснить, существует ли Ледовый мыс, и кончается ли там суша. В 1713 году в письме Петру I философ напомнил царю об этом проекте. В 1716 году во время встречи с правителем России Лейбниц писал, что царь очень увлечён мореплаванием, и философ надеется, что благодаря ему станет известно о соединении между двумя материками. В том же году Лейбниц подал царю две новые записки, где возвращался к идее поисков места, где сходятся Азия и Америка. Едва ли можно ответить на вопрос, обратил ли царь внимание на записки философа. Но в конце своего правления Пётр I приказал снарядить экспедицию, целью которой было выяснить, есть ли между Азией и Америкой перешеек или они разделены проливом.
Главным детищем Лейбница в России, появившимся уже после его смерти в ноябре 1716 года, можно считать создание по указанию Петра Первого Санкт-Петербургской Академии наук в 1724 году. Однако, сам Пётр не увидел расцвета этого детища, он скончался в феврале 1725 года.
Источник: «Экспедиции Беринга»