• Указ о начале Первой Камчатской экспедиции

  • Back
23.06.2022 by 
Одна из сохранившихся копий карты Петра Чаплина
Одна из сохранившихся копий карты Петра Чаплина, составленной по итогам экспедиции

Незадолго до смерти начале января 1725 г. Пётр I сочиняет наказ Первой Камчатской экспедиции и составляет инструкцию для её начальника, командира 90-пушечного линейного корабля «Лесное», капитана флота Витуса Йонассена Беринга.

«1. Надлежит на Камчатке или в другом там месте сделать один или два бота с палубами.

2. На оных ботах плыть возле земли, которая идёт на Норд, и по чаянию (понеже оной конца не знают) кажется, что та земля часть Америки.

3. И для того искать, где оная сошлась с Америкой: и чтоб доехать до какого города Европейских владений, или ежели увидят какой корабль Европейской, проведать от него, как оной кюст называют, и взять на письме и самим побывать на берегу, и взять подлинную ведомость, и, поставя на карту, приезжать сюды»

Информация была секретной – сам капитан-командор получил её только в день отъезда. Через пять лет, в 1730 году он вернулся с результатами – и с тех пор учёные никак не могут определиться, выполнил ли Беринг наказ императора. Сам капитан считал, что решил поставленную задачу, но уже через два месяца после возвращения он представил правительству проект Второй Камчатской экспедиции. Почему понадобился «чистовой» вариант экспедиции и чего хотел от Беринга Пётр Первый?

Поручение государя хранилось в секрете, чтобы о нём не узнали иностранцы – в первую очередь, испанцы и голландцы, которым экспедиция Беринга была очень интересна. Несмотря на всю секретность, уже на следующий день после отъезда капитан-командора голландский посол в Санкт-Петербурге Виллем де Вильде отправил своему правительству секретную депешу, где сообщал о её начале.

«Письмо г-на В. де Вильде в Санкт-Петербург г-ну клерку Генеральных Штатов… Капитан корабля Беринг вчера выехал отсюда на Камчатку с большим количеством лоцманов, матросов-мастеровых и всеми материалами, необходимыми для строительства двух маленьких судов, его миссия – пройти на север и узнать, есть ли проход между Америкой и Восточной Сибирью, как он думает, или же Америка соприкасается с последней. Это длинное и опасное путешествие, но если оно пройдёт успешно, оно обеспечит великую славу императору и создаст имя капитану Берингу».

Подлинник секретного донесения голландского посланника Виллема де Вильде от 6 февраля 1725 г. сохранился в гос. архиве Утрехта. Его копии есть в Национальной библиотеке Франции Department des Manuscripts, а также в архиве Санкт-Петербургского института истории, коллекция Голландские резиденты. № 70. Л. 25-26

20 января 1725 г. выпускник Навигацкой школы и Морской академии Алексей Ильич Чириков назначается помощником начальника Первой Камчатской экспедиции с присвоением звания лейтенанта.

Алексей Ильич Чириков
Алексей Чириков. (художник В.Н. Ефимов)

Из ворот Адмиралтейства в Петербурге в неблизкую дорогу на Камчатку вышел обоз в 25 тяжелогруженных саней под командой 22-летнего лейтенанта А.И. Чирикова. Гардемарин Пётр Чаплин заводит шканечный (вахтенный) журнал. Штурманами экспедиции идут Чириков и Чаплин. Начинается Первая Камчатская экспедиция Беринга – Чирикова – первая в России и в мировой истории географических открытий правительственная научная океанографическая экспедиция в Северную часть Тихого океана, первое океанское плавание россиян!

Маршрут Первой Камчатской экспедиции В. Беринга и А.И. Чирикова в 1725-1730 гг.

На дорогу от Петербурга до Охотска у участников экспедиции ушло два года, с января 1725 по январь 1727 года.

Со дня выезда ведётся вахтенный журнал, куда записываются тщательно произведённые астрономические наблюдения, счисление пути, т.к. ещё не было известно, а сколько же вёрст от Петербурга до Охотска. Долго плыли на вновь построенных дощаниках – почти 800 верст – вверх (против течения) по Верхней Тунгуске (Ангаре) до Илимска, где зазимовали. Весной 1726 г. обозом добрались до Усть-Кута, что стоит уже на берегу великой реки Лены. По Лене 16 июня прибыли в Якутск. Впереди предстоял тяжёлый, в 1 000 вёрст, путь из Якутска до Охотска. О сложности этого перехода писал лейтенант М.П. Шпанберг, который его возглавил. Из двухсот с лишним людей отряда М. Шпанерга добрались до Охотска всего шестьдесят человек. Среди умерших в дороге – геодезист Федор Лужин. К весне 1727 г. с тяжким трудом все собрались в Охотске.

Витус Беринг добрался до Охотска на лошадях 1 октября. Об Охотске он писал, что это место было новое и пустое, и строения ещё никакого не производилось, и жить было негде, и лесов и травы в нём не росло и близко не имелось…

К весне 1727 г. с тяжким трудом все собрались в Охотске. Из Якутска в Охотск было переброшено 10 тыс. пудов (160 т) груза. Начали строить одномачтовый шитик, нарекли его «Фортуна», главный строитель – гардемарин П. Чаплин.

3 июля из Якутска прибыл лейтенант А.И. Чириков и привёз 2,3 тыс. пудов муки, а 8 июля спустили на воду шитик «Фортуна» (десятиметровое судно северного типа, с днищем, выдолбленным из цельного дерева и «нашитыми» с помощью ивовых прутьев боковыми досками).

Картина Е.В. Войшвилло. Бот «Святой Гавриил»
С картины Е.В. Войшвилло. Бот «Святой Гавриил» в море

22 августа 1727 г. экспедиция вышла из Охотска на шитике «Фортуна» под командованием капитана флота В.Й. Беринга и на лодие «Восток» под командованием лейтенанта А. И. Чирикова. Труднейшее плавание Первой Камчатской экспедиции началось – первое океанское плавание россиян под Андреевским флагом.

К лету 1728 года в Охотске построили бот «Святой Гавриил». 6 июля 1728 года Пётр Чаплин (будущий капитан-командор) бодро доложил Берингу:

«Корабль достроен. Ещё самую малость – и в дальний вояж идти можно! Хоть в одну Америку, хоть в другую, а то и вокруг всей Земли!»

Пакетбот «Св. Гавриил»
Пакетбот «Св. Гавриил»

13 июля 1728 г. пакетбот «Св. Гавриил» вышел из устья р. Камчатки и взял курс на север. В плавание шло 44 человека. В июле-августе 1728 года он направился на север, а затем на северо-восток вдоль материка. В ходе плавания были нанесены на карту Карагинский залив с островом, залив Креста, бухта Провидения, Анадырский залив и остров Святого Лаврентия. Как потом было установлено, «Гавриил» вышел через (Берингов) пролив в Чукотское море. При этом берег Америки обнаружен так и не был. Этим Беринг и ограничился, посчитав доказанным, что азиатское и североамериканское побережья не соединяются. В 1729 году он обогнул Камчатку с юга, открыв Камчатский залив и Авачинскую губу, после чего через Охотск и всю Россию вернулся назад в Петербург.

За два года экспедиция Беринга произвела инструментальную съёмку западного побережья моря, которому впоследствии будет присвоено имя Беринга, на протяжении более чем 3500 км. Было открыто и положено на карты северо-восточное побережье Азии.

Вернувшись в Петербург в 1730 году из Первой Камчатской экспедиции, Витус Беринг представил докладные записки, в которых высказал уверенность в близости Америки к Камчатке. При этом Беринг предложил проект новой экспедиции к берегам Северной Америки и Японии. Кроме того, его проект предусматривал описание арктического побережья Сибири.

В ходе работы Первой Камчатской экспедиции Беринга – Чирикова в Охотском, Беринговом, Анадырском, Чукотском морях и в северной части Тихого океана получены ценные сведения по океанографии и условиям океанского плавания. Описано и картографировано западное и восточное побережья Камчатки. Важнейшая решённая задача экспедиции: открыт морской путь из Тихого океана в Охотское море и определена южная граница Камчатки. Было совершено 154 территориальных и 18 океанографических открытий. Впервые определили местоположение и нанесли на карту 220 географических объектов. Укреплена позиция России в Сибири и на Дальнем Востоке.

Работа Первой Камчатской экспедиции является выдающимся событием в истории развития нашей страны и великих географических открытий. Она стала прологом Второй Камчатской экспедиции.

Источник: проект «Экспедиции Беренга»