Затонувшее судно, обнаруженное сотрудниками Русского географического общества в Выборгском заливе, может оказаться галерой времён Петра Первого. За подводными работами наблюдала Салима Зариф.
«Если всё это правда, то это сенсация. Подводные археологи предполагают, что в Выборгском заливе впервые в истории России найдена галера Петровской эпохи — сейчас мы находимся прямо над этим судном. И вот, какую картинку дает нам многолучевой эхолот — судно, судя по всему, потерпело крушение, но всё же, оно находится в довольно высокой степени сохранности».
Центр подводных исследований Русского географического общества работает с энергией, достойной великого Петра. Водолазов не смущает ни сильное подводное течение, ни нулевая температура самой воды. Из полумглы проглядывют очертания узкого корпуса — так расступаются перед нами три века истории. Петровская галера — движущая сила первых побед русского флота, его гордость и самая большая загадка
«Что такое русская галера мы знаем только по письменным источникам. Ни одного чертежа, ни одного даже технического рисунка в общем-то нету, ни одного образца, ни одной реплики, ничего. То есть, все знают, что оно было, но никто не знает, как оно выглядело. Поэтому, если мы подтверждаем версию о том, что это петровская галера, мы теперь знаем как оно выглядело. Это, считайте, отдельная глава в истории судостроения»
Сергей Фокин, исполнительный директор ЦПИ РГО, водолаз-исследователь
Водолазы берут пробы древесины для исследования затонувшего судна.
«Это ствол дерева, то есть здесь была или ветка или корень. Такие вот детали — вырезанные из цельного куска дерева — они, как правило, применялись в более раннем судостроении. Как косвенное подтверждение эта деталь работает на нашу версию»
Роман Прохоров, подводный археолог ЦПИ РГО, реставратор
Эта каменная гряда видимо и стала причиной гибели судна — оно разбилось совсем неподалеку от Выборга, где размещалась галерная верфь. Петр лично принимал и опробовал суда в море. В этом же районе подводники РГО делают ещё одну находку петровского периода — суда, специально затопленные для того, чтобы перекрыть северный фарватер для вражеского шведского флота.
«Водолазы работают на глубине в сопровождении подводного робота, он передаёт картинку вот на этот монитор, то есть, здесь мы можем наблюдать то, что наблюдают они. Видимость очень маленькая, всего-то полметра»
Один за другим водолазы находят девять гружённых камнем корпусов кораблей. Пётр устроил на дне целую фортификационную систему, позднее эта же хитрость будет использована при первой обороне Севастополя. Легенды флота, его традиции и величие — всё это было заложено в эпоху, в которую погружаются сейчас водолазы. Она продолжает вдохновлять нас неразгаданными тайнами.
Источник: Телеканал «Россия-Культура»