Лоцман – старейшая профессия, известная истории мореплавания с глубокой древности. Около 500 лет до н.э. был создан сборник для информирования мореплавателей, в котором описывались берега, где сейчас находятся страны Западной Европы.
Существуют источники об арабских лоцманах, которые повествуют о том, как они пользовались инструментами из металла, а также компасом и морскими картами. Параллельно развитию мореплавания – совершенствовалось лоцманское дело как неотъемлемый элемент мореплавания. Лоцманы принимали активное участие в развитии всемирного судоходства, в обеспечении портов, в мероприятиях по обеспечению безопасности мореплавания. Они создавали навигационные карты, устанавливали средства навигационного обеспечения, были советниками при выборе мест для маяков и подходов к портам, участвовали в расследовании морских происшествий.
Средневековое морское право определяло две категории лоцманов: к первой категории относились лица, занимающиеся проводкой только в открытом море и на различные расстояния; ко второй категории – лица проводившие корабли и суда исключительно у побережья или производили вывод и заход судов в порты. Моряков первой категории называли лоцманами открытого моря, второй категории – прибрежного плавания.
Широкую известность лоцманам принесла эпоха великих открытий, так как в этот период появилась острая нужда в опытных моряках. Известно, что первым, кто сообщил Христофору Колумбу о существовании незнакомых земель восточной части Атлантики, был лоцман открытого моря португалец Мартин Винсенте, а сопровождал великого мореплавателя в его океанском походе лоцман Барталомей Руис. Но не всем морякам капитаны доверяли свои корабли. За ошибки и недостаток знаний лоцманов ожидала жестокая кара.
Лоцман входил в состав экипажа судна, поскольку нанимался на весь рейс, и функциями его было знание специфики пути следования и безаварийная проводка судна в порт назначения. Кроме этого он нёс одинаковую ответственность со всеми членами команды корабля. Таким образом, капитан не отвечал за проводку судна, а эта функция возлагалась на лоцмана и рулевого.
С развитием судоходства в мире все большее значение приобретал прибрежный лоцманский промысел, так как в таких районах возросла реальная угроза безопасности мореплавания. На эту проблему начали обращать внимание руководители государства и естественно начали определять районы лоцманских проводок, регулировать порядок прохождения фарватеров, производить лицензирование лоцманской деятельности. Тенденция мореплавания привела к появлению большого количества лоцманов, поэтому со временем стали образовываться союзы, которые занимались регулированием лоцманского дела.
Со временем стала меняться организация лоцманской службы, в результате которой изменилась роль лоцмана на борту судна, а также его права во время проводки корабля. В разных странах по-своему была узаконена их деятельность, что привело к возникновению разных форм лоцманских служб и видов проводок. Была изменена ответственность лоцманов: жёстокие наказания были постепенно заменены более гуманными методами.
Появилось определение слова «лоцман» (от голландского имени «lootsmann») – это рулевой, опытный судоводитель знакомый с конкретной акваторией, на которую распространяется действие его лицензии с правом обслуживания кораблей и судов. Но это понятие относится лишь к раннему развитию лоцманской службы.
Современное определение можно представить в следующем виде – это человек, осуществляющий проводку судов в опасных и сложных для плавания районах, подходах к портам, в портах и хорошо знающий условия плавания в этих районах.
Всё более развивающееся судоходство сделало профессию лоцмана достаточно выгодной. Каждая страна, имеющая выходы к морю была заинтересована в развитии безопасности мореплавания.
Официальное зарождение лоцманской службы в России произошло в 1653 году, когда царским указом крестьянину Архангельской губернии Ивану Хабарову было разрешено проводить к единственному тогда российскому Архангельскому порту и отводить в море «торговые, разных земель корабли».
В октябре 1703 года в новорожденный Санкт-Петербургский порт заходит первое судно – 28-пушечный фрегат «Штандарт».
Необходимо отметить, что первым лоцманом на акватории порта был сам Пётр Великий, собственноручно промеривший глубины южного и северного фарватеров Маркизовой Лужи. Именно Пётр указал мореплавателям южный (относительно острова Котлин) фарватер как пригодный для плавания.
В южной территориальной части лоция развивалась в портах Батуми, Керчь, Николаев и Одесса. Развитие морского транспорта и рост коммерческих перевозок способствовало развитию лоцманского дела. Именно с Николаева началось развитие лоции в России на Чёрном море. В 1903 году появились первые лоцманские бригады. Изначально лоция носила государственный характер, и проводку судов выполняло военно-морское ведомство, но со временем лоцманская служба была передана в частные руки и состояла, как правило, из жителей конкретного региона. Капитаны кораблей были обязаны воспользоваться услугами лоцманов, так как это контролировало морское ведомство.
Отношение руководства к «морской аристократии» было уважительным: семьям лоцманов выделялась земля, предоставлялось бесплатное обучение детей в церковно-приходских школах. С особым уважением к ним относился царь Пётр I – он освободил лоцманов и членов их семей от всех повинностей и перевёл на полное государственное обеспечение.
Уже во второй половине XIX века побережье российских морей разделялось на семь лоцманских округов, где действовали государственные гидрографические службы, лоцманские общества и вольных специалистов. Кроме проводки судов, причем приоритет отдавался боевым кораблям, на общество было возложено немало других обязанностей. Они следили за своевременной установкой бакенов и других предупреждающих знаков, за всеми изменениями глубин фарватеров и сообщали начальнику порта и водной полиции о сбросах судами мусора, угля или балласта в фарватерах. Лоцманская служба в порту Санкт-Петербург была образована в 1709 году.
В работе лоцманской службы главное – опыт. Во всём мире лоцман – это советник капитана, человек, который знает обстановку, хорошо в ней ориентируется и принимает решение в любой ситуации.
Безопасность мореплавания – один из основных факторов, влияющих на решение о заходе любого судна в порт и его привлекательность, а лоцманская проводка – одна из её основных составляющих.
В настоящее время в функциях лоцманов мало, что изменилось. В лоцманах нуждаются там, где плавание по фарватеру представляет особые трудности на местности. Лоцман должен прибывать на судно по первому сигналу, состоящему в поднятии на мачте особого флага – лоцманский. Предъявив свой бланк капитану судна, лоцман переходит на борт судна и берёт управление на себя, однако присутствие опытного моряка не освобождает капитана от ответственности по управлению судном.
На бланке лоцмана капитан судна указывает фактическую осадку и водоизмещение корабля, а также сумму, причитающую к выдаче за проводку. Также в нём указываются и замечания, которые могут иметь отношение к проводке судна.
Чтобы приступить к выполнению своих функциональных обязанностей лоцман должен пересесть с лоцманского катера на борт корабля даже при неблагоприятных условиях. Если моряка затянет под судно, ему суждено встретиться с огромным винтом. В некоторых больших портах во время непогоды или ночное время для пересадки лоцмана используют вертолёт.
Лоцманы для поддержания курса корабля используют системы навигации. Для того чтобы заниматься навигацией огромных кораблей или танкеров лоцман обучается около 10 лет. Чтобы обрести знания этой профессии необходимо сдать экзамен в портовом управлении или в управлении лоцманского округа, а затем принять присягу. Лоцману присваивается особый знак, который он носит на груди при выполнении служебных обязанностей, он не имеет права разглашать посторонним лицам информацию о знаках и особенностях фарватеров и акваторий.
Стоимость платы за услуги лоцмана и порядок выплаты устанавливается правилами, которые издают морские министерства по согласованию с министрами силовых ведомств, а также уставами лоцманских обществ. Кроме провода кораблей и судов к обязанностям лоцманов относится производство в портах промеров рейдов и фарватеров, они принимают участие в постановке предупредительных знаков и т.п.
Информацию по истории лоцманской службы можно прочитать в одной из предыдущих наших статей.
Источник: СТУДЕНТ-СЕРВИС