Многие века человек пытался покорить Арктику и достигнуть Северного полюса. Эта местность всегда притягивала внимание самых отважных, выносливых, амбициозных путешественников и учёных. Мы расскажем о наиболее значимых достижениях российских полярников в Арктике.
Из Москвы в Америку через Северный полюс
18 июня 1937 года первый беспосадочный перелёт через Северный полюс совершил экипаж из трёх человек под командованием легендарного лётчика Валерия Чкалова. Путь из Москвы в Ванкувер они прошли на самолёте АНТ-25. Он пробыл в воздухе без посадки 63 часа 16 минут, преодолев расстояние более 9 тысяч километров.
Этот полет был нелёгким: обход и преодоление циклонов, низкая облачность, обледенение. Пилотам пришлось перенести кислородное голодание, головную боль, упадок сил. К тому же маршрут проходил через неисследованные районы, где всё было покрыто льдами.
За время полёта летчики практически ничего не ели и мало спали. В какой-то момент на борту самолета оборвалась антенна, и экипаж на 11 часов остался без связи с Москвой. Часть пути и вовсе пришлось преодолевать практически в полной темноте. Выйдя на город Портленд, лётчики стали ориентироваться по радиокомпасу. Сотрудники американских радиостанций всю ночь передавали русскую музыку.
Полет закончился 20 июня 1937 года в 16 часов 16 минут. Американцы радостно встретили советских лётчиков салютами из пушек. Тысячи людей собрались на аэродроме Баракс поздравить экипаж.
Первая в мире дрейфующая станция «Северный полюс»
6 июня 1937 года сотрудники первой в мире дрейфующей научной станции подняли флаг СССР над Северным полюсом. Она расположилась на льдине размером 3 × 5 км. Станцию возглавил исследователь Арктики Иван Папанин, а его командой стали гидролог Пётр Ширшов, геофизик-астроном Евгений Фёдоров и радист Эрнст Кренкель.
Несколько месяцев они проводили научные исследования: отбирали пробы грунта, измеряли глубины и скорость дрейфа, определяли координаты, вели магнитные измерения, гидрологические и метеорологические наблюдения.
С конца января 1938 года льдина начала непрерывно уменьшаться, пока команда не осталась на обломке 300 × 300 м. Полярникам пришлось послать радиограмму, после которой за ними отправили самолёты.
Эта экспедиция положила начало планомерному освоению Арктического бассейна. В честь этого события в России в 2013 году появился новый профессиональный праздник — День полярника.
90 градусов северной широты
23 апреля 1948 года полярные исследователи Павел Гордиенко, Павел Сенько, Михаил Сомов и Михаил Острёкин по воздуху были доставлены на точку с координатами 90 градусов северной широты. Так участники советской высокоширотной воздушной экспедиции «Север-2» стали первыми людьми, достигшими Северного полюса.
Они установили временный лагерь на Северном полюсе и в течение двух дней вели научные наблюдения. 26 апреля исследователи вылетели обратно на континент. Эта команда не только впервые в истории ступила на полюсный лёд, но и измерила в точке Северного полюса глубину океана, которая составила 4039 метров.
На Северный полюс с парашютом
9 мая 1949 года врач Виталий Волович и мастер спорта Андрей Медведев совершили первый в истории прыжок с парашютом на Северном полюсе. Они были участниками советской высокоширотной воздушной экспедиции «Север-4».
Прыжок прошёл успешно, парашютисты опустились точно в выбранную точку, где установили флаг СССР. Потом их забрал севший неподалёку на льдину самолет Ли-2. Так они положили начало новому методу доставки людей и грузов в жёстких условиях центральной Арктики.
Не задеть земную ось
17 июля 1962 года атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» под командованием Льва Жильцова впервые в истории отечественного флота всплыла в районе Северного полюса. Мичману-рулевому шутники посоветовали свернуть немного с курса, чтобы лодка с размаху «не погнула земную ось».
Экипаж корабля неподалёку от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил государственный флаг СССР. Этому событию предшествовал опасный поход подо льдами Северного Ледовитого океана. Подводная лодка находилась в Арктике 10 дней. За это время она преодолела 3116 миль, в том числе около 1300 миль подо льдом.
Когда лодка возвратилась на базу в Йоканьге, на пирсе её встречали председатель Совета Министров СССР Никита Хрущёв и министр обороны маршал Родион Малиновский.
Атом во льдах
17 августа 1977 года советский атомный ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса в надводном плавании.
9 августа «Арктика» вышла из мурманского порта, а уже через пять дней капитан Юрий Кучиев вывел ледокол в поля многолетних льдов толщиной в несколько метров. Несколько раз судно заклинивало, а сам процесс пробивания льда напоминал дробление камней из-за поступательных движений ледокола вперёд-назад.
В экспедиции принимали участие более 200 человек. Ледоколу удалось преодолеть мощный трехметровый ледяной покров Центрального полярного бассейна и дойти до цели.
Участники экспедиции подняли флаг СССР на десятиметровую стальную мачту, установленную на льду. Атомоход провёл на вершине Земли 15 часов. За это время учёные успели выполнить несколько важнейших исследований и наблюдений. А перед уходом с полюса они спустили в воды Северного Ледовитого океана памятную металлическую плиту с изображением герба СССР.
Через Берингов пролив на лыжах
21 марта 1998 года Дмитрий Шпаро вместе с сыном Матвеем завершили первое в истории пересечение на лыжах Берингова пролива, разделяющего Азию и Америку.
В путь они отправились 1 марта 1998 года. На маршруте путешественники преодолевали многокилометровые пространства тонких ломаных льдов в местах раздела течений. Часами они лавировали по отдельным двигающимся льдинам.
На третий день по колено в воду провалился старший Шпаро, в середине путешествия была утоплена лыжа, а на 15-й день пути и вовсе оба путешественника оказались в воде.
Финишировали отец с сыном в заброшенной деревне Чариот на Аляске. За пересечение Берингова пролива на лыжах по дрейфующим льдам Дмитрий и Матвей Шпаро занесены в Книгу рекордов Гиннесса.
Послание потомкам
2 августа 2007 года батискаф «Мир-1» достиг морского дна Северного Ледовитого океана. Глубина составила 4261 метр. Открытие совершил экипаж экспедиции «Арктика-2007».
Во время погружения учёные взяли пробы грунта и образцы животного мира со дна океана, а также оставили титановую капсулу с российским флагом.
До полюса за одну ночь
14 марта 2008 года российские путешественники установили мировой рекорд — добрались на лыжах в кромешной тьме до «макушки» земли. Полярные путешественники Матвей Шпаро и Борис Смолин преодолели более 1000 км от мыса Арктического архипелага Северная Земля до точки пересечения всех меридианов.
Первая экспедиция на Северный полюс во время полярной ночи началась 22 декабря 2007 года, а закончился поход за восемь дней до наступления полярного дня.
С тех пор никто даже не пытался побить этот рекорд. Однако из этого подвига родилась всероссийская молодежная полярная экспедиция «На лыжах — к Северному полюсу».
Северный полюс на авто
26 апреля 2009 года семеро участников российской Морской ледовой автомобильной экспедиции достигли «макушки». За 38 суток они проехали 2033 километра, стартовав от архипелага Северная Земля.
В состав команды вошли семь человек. Они продвигались на автомобилях-амфибиях «Емеля-1» и «Емеля-2», которые разработали сами.
Олимпийский огонь на Северном полюсе
15 октября 2013 года Олимпийский огонь отправился к Северному полюсу. Его доставили на атомном ледоколе Росатомфлота «50 лет Победы» в сопровождении почти 200 человек. Огонь на борту крупнейшего в мире атомохода преодолел более пяти тысяч километров.
Источник: Школа.Москва