16 мая 1692 года спущен на воду первый российский военный корабль, построенный при участии Петра I и 16 солдат Преображенского полка. Известные всем «потешные» полки Петра I были не только сухопутными. Они так же стали прообразом будущего флота, которым так гордился царь и который был очень нужен стране.
За всю свою тысячелетнюю историю Россия стремилась стать морской державой, но это стремление осуществилось только при царе Петре I. Правда, самый первый корабль был построен раньше, при царе Алексее Михайловиче, отце Петра I. Для этого он пригласил из Голландии мастеров корабельного дела. Корабль был построен, и его спустили на воду в Астрахани.
Россия вступала в XVIII век в сложной внешнеполитической ситуации. Вражда с западным соседом – Польшей, с северо-запада – со Швецией, с Турцией на юге отнимала у государства много сил и средств. Экономика была не в лучшем состоянии. В целом России требовались реформы и модернизация. Для упрощения торговли необходимо было получить и выход к Черному и Балтийскому морям. На тот момент единственным надёжным торговым портом был северный Архангельск, до которого добраться было несоизмеримо сложнее.
Все эти задачи предстояло решить молодому царю Петру I, возглавившему страну в 1689 году. Он решил, что России нужен свой военный флот, и вот в конце лета 1691 года он отправился в Переяславль, чтобы организовать там строительство первого русского военного корабля. Руководить его постройкой Петр I поручил Федору Юрьевичу Ромодановскому и назвал его адмиралом ещё несуществующего русского флота. На строительстве корабля как простой плотник работал и сам царь. Этот военный корабль был построен трудами самого царя Петра I и 16 солдат Преображенского полка. Спускали корабль на воду в присутствии двух цариц и всего царского двора. За спуском корабля на воду последовали торжественные празднества в ознаменование начала русского судостроения.
Пристрастие к флоту было у Петра с детства. В детстве его очень привлекали разнообразные технические новинки, к примеру, астролябия. А знаменитый ботик, найденный царём в сарае Н.И. Романова, и стал знаменитым «дедушкой русского флота», на котором Пётр I лично постиг все азы мореходства. Сам царь описывал свои эмоции от найденного ботика так:
«Случилось нам (в мае 1688 г.) быть в Измайлове, на льняном дворе и, гуляя по амбарам, где лежали остатки вещей из дому деда Никиты Ивановича Романова, между которыми увидел я судно иностранное, спросил Франца, что это за судно? Он сказал, что это бот английский. Я спросил: где его употребляют? Он сказал, что при кораблях – для езды и возки. Я паки спросил: какое преимущество имеет пред нашими судами (понеже видел его образом и крепостью лучше наших)? Он мне сказал, что он ходит на парусах не только что по ветру, но и против ветру; которое слово меня в великое удивление привело и якобы неимоверно»
Именно после катания на ботике по Плещееву озеру царь стал вынашивать планы по созданию мощного флота. В то время все передовые страны уже обзавелись военными флотами, и России предстояло сделать большой рывок, чтобы качественно и количественно сравняться с соперниками на море. А после визита в Архангельск, где царь увидел большие и хорошо вооружённые голландские и английские суда, посетил их и сам, впервые ходил по Белому морю, вопрос считался решённым.
Один корабль заказали в Англии, два под руководством Франца Лефорта – будущего первого адмирала русского флота заложили сами. А царь отправился обратно на Плещеево озеро руководить строительством новых кораблей лично.
Источник: проект «Экспедиции Беренга»