• Витус Беринг — «русский Колумб»

  • Back
12.05.2022 by 
Витус Беринг

Личное дело капитан-командора

Витус Ионассен Беринг (1681-1741) родился в Дании, в городе Хорсенсе. Его мать Анна Беринг принадлежала к знатному, но разорившемуся датскому роду. Отец Ионас Свендсен был лютеранским церковным старостой. Витус стал их третьим сыном.

Мальчика назвали в честь покойного брата матери — летописца Королевского суда. В то время было в порядке вещей давать младенцу имя и фамилию умершего родственника, поэтому маленький Витус стал не Свендсеном (по отцу), а Берингом.

Сведения, сохранившиеся о детстве Витуса, не отличаются точностью. Доподлинно известно лишь, что он учился в кадетском корпусе и в юном возрасте отправился в плавание к берегам Ост-Индии.

В 1703 году Витус познакомился с вице-адмиралом флота России Корнелием Ивановичем Крюйсом (по происхождению он был норвежцем). Тогда по указанию царя Петра I по всей Европе его агенты искали и вербовали на службу в России толковых иностранцев (моряков, военных и других специалистов). В Амстердаме такой работой занимался Крюйс. Он сразу обратил внимание на черты характера и качества молодого Беринга, которые очень ценились в морской службе. В 1703 году Корнелий Иванович предложил Витусу поступить на службу в русский флот. Молодой человек принял такое предложение, он как раз только окончил кадетский корпус с офицерским званием.

Так датчанин в 1704 году попал на службу в русский военный флот — сначала в чине подпоручика. В Петербурге его поставили командовать небольшим судном. Он доставлял лес с берегов Невы на остров Котлин, где строилась военно-морская крепость Кронштадт.

В 1706 году Беринг стал лейтенантом и начал выполнять более ответственные поручения — следил за передвижениями шведских кораблей в Финском заливе, плавал в Азовском море, перегнал корабль «Перл» из Гамбурга в Петербург, совершил поход на корабле «Селафаил» из Архангельска в Кронштадт вокруг Скандинавского полуострова.

В 1710 году Беринга перевели на Азовский флот, где он, командуя шнявой «Мункер», участвовал в войне с Турцией. А два года спустя датчанин попал на Балтийский флот, где его карьера пошла вверх намного быстрее.

В 1713 году, будучи уже капитан-лейтенантом, Беринг женился на Анне Кристине Пюльзе, дочери занимавшегося коммерцией бюргера из Выборга. Тесть моряка был человеком состоятельным — владел лесопилкой и лесозаготовками, а также морским судном для торговли. Внушительный каменный дом на площади перед крепостью, в котором жила семья Пюльзе, сохранился в Выборге до сих пор.

В браке с Анной Беринг имел 5 сыновей: Витуса, умершего в детстве, Йонаса († ок. 1786), Томаса († после 1770), Маттиаса-Витуса (†1726) и Антона (возможно, не был сыном Беринга, так как родился в сентябре 1730, а капитан-командор вернулся из 1-й Камчатской экспедиции в марте. Впрочем, по мнению Н. Охотиной-Линд, он мог вернуться раньше всех остальных или жена могла поехать ему навстречу), а также дочь Анну-Гедвигу-Хелену (†1786).

Анне Кристине была уготована непростая участь жены мореплавателя. Их семейная жизнь началась с сурового испытания. Вскоре после свадьбы её новоиспеченного супруга взяли в плен шведские каперы, и он сбежал от них лишь осенью 1714 года.

Спустя двадцать лет, проведенных на российском флоте, судьба Беринга совершила крутой поворот. В конце 1724 года Петр I приказал отправить на Камчатку экспедицию под командованием достойного морского офицера. Адмиралтейств-коллегия предложила кандидатуру датчанина, который «в Ост-Индии был и обхождение знает».

Так Витус Беринг и Алексей Чириков отправились в Первую камчатскую экспедицию — выяснять, где Америка сошлась с Азией.

Витус Беринг

Первая Камчатская Экспедиция

Экспедиция добиралась из Петербурга до Охотска два года, с января 1725-го по январь 1727 года — через Сибирь, на лошадях, пешком, на речных судах. Потом снаряжение на лодках и собачьих упряжках переправили к устью реки Камчатка на восточном побережье полуострова, где к лету 1728 года было закончено строительство бота «Святой Гавриил».

Бот «Святой Гавриил»

По инструкции, составленной Петром I, экспедиции предписывалось следовать на ботах вдоль побережья Камчатки на север с целью выяснения существования пролива между Азией и Америкой.

Рисунок: Пётр I перед картой

В середине лета 1728 года экспедиция под командованием Беринга обследовала и нанесла на карту Тихоокеанское побережье Камчатки и Северо-Восточной Азии.

Беринг открыл два полуострова (Камчатский и Озёрный), Камчатский залив, Карагинский залив с островом Карагинским, залив Креста, бухту Провидения и остров Святого Лаврентия. В Чукотском море, пройдя пролив, позже названный Беринговым, экспедиция достигла 62°24′ с. ш., но из-за тумана и ветра не обнаружила землю и повернула назад.

В следующем году Берингу удалось продвинуться на 200 км на восток от Камчатки, осмотреть часть камчатского берега, обнаружить Авачинский залив и Авачинскую бухту.

Экспедиция, как потом оказалось, вышла через будущий Берингов пролив в Чукотское море (при этом североамериканское побережье она не открыла), после чего повернула назад, поскольку Беринг посчитал задание выполненным: было доказано, что азиатское и североамериканское побережья не соединяются.

Маршрут Первой Камчатской экспедиции В. Беренга и А.И. Чирикова в 1725-1730 гг.

Экспедиция через Охотск и всю Россию вернулась назад в Петербург. Картой северо-востока Азии, составленной Берингом совместно с подчинёнными, позднее пользовались все западноевропейские картографы.

В конце апреля 1730 года после возвращения в Санкт-Петербург Беринг взял инициативу в свои руки и предложил Адмиралтейств-коллегии собственный план исследования северного побережья континента и морского пути к устью Амура, Японским островам и Америке.

В 1733 году Витус Беринг стал начальником Второй Камчатской (Великой Северной) экспедиции. Его заместителем назначили Алексея Чирикова, принимавшего участие в предыдущем путешествии. Они должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья. Одновременно планировалось завершить картографирование Курильских островов и найти морской путь к Японии, а также нанести на карты северное и северо-восточное побережье России от Печоры до Чукотки.

Гравюрв: Охотск

Вторая Камчатская Экспедиция

В начале 1733 года из Петербурга выехали основные отряды экспедиции — более 500 морских офицеров, учёных, матросов. Беринг вместе с женой отправился в Якутск, чтобы руководить переброской грузов в порт Охотск, где предстояло построить пять кораблей для плавания по Тихому океану.

В Якутске мореплаватель провёл ещё три года, занимаясь заготовкой продовольствия и снаряжения для экспедиции. И здесь, и позднее в Охотске ему приходилось преодолевать бездействие и сопротивление местных властей, не желавших помогать в организации экспедиции.

Лишь осенью 1740 года два пакетбота — «Святой Пётр» и «Святой Павел» — вышли из Охотска к восточному побережью Камчатки. В районе Авачинской губы экспедиция перезимовала в бухте, названной Петропавловской в честь судов экспедиции. Здесь было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки — город Петропавловск-Камчатский.

«Святой Пётр» и «Святой Павел

4 июня 1741 года Беринг и Чириков направились от берегов Камчатки на юго-восток в поисках «земли Жуана да-Гамы». Больше недели первопроходцы тщетно искали в северной части Тихого океана хотя бы клочок суши. Оба корабля взяли курс на северо-восток, но 20 июня из-за густого тумана разлучились навсегда. Три дня Беринг разыскивал Чирикова: он прошёл около 400 километров на юг, потом двинулся на северо-восток и впервые пересёк центральную акваторию залива Аляска. 17 июля мореплаватель заметил хребет (Святого Ильи) на Американском побережье, но радости не испытал, так как чувствовал себя плохо из-за обострившейся сердечной болезни.

Корабль под командованием Беринга стал третьим российским судном, достигшим побережья Америки.

В августе-сентябре 1741 года, следуя вдоль берегов Америки, Беринг открыл остров Туманный (Чирикова), пять островов (Евдокеевские), снеговые горы (Алеутский хребет) на «матёром берегу» (полуостров Аляска), у юго-западного края которого обнаружил острова Шумагина и впервые встретился с алеутами. Продолжая идти на запад, он иногда видел на севере сушу — отдельные острова Алеутской гряды.

Положение команды тем временем стало катастрофическим. Пакетбот постоянно терзали бури и шторма, он нередко давал течь, провиант и пресная вода были на исходе. Матросы страдали от цинги, многие слегли, а те, кто ещё держался на ногах, измучились от непосильной работы. Более десяти матросов умерли на борту.

Как писал в своих путевых заметках штурман Свен Ваксель,

«корабль плыл как кусок мертвого дерева, почти без всякого управления и шёл по воле волн и ветра, куда им только вздумалось его погнать».

У Беринга обострилась сердечная болезнь, которой он давно страдал, и он едва мог подниматься на палубу — но всё равно из последних сил поддерживал команду, пытаясь вселить в соратников веру в благополучный исход плавания.

В результате капитан пообещал команде, что они причалят к первой же суше, которая покажется на горизонте. Мало кто из них сомневался в том, что это будет цель их плавания — Камчатка.

В первые дни ноября показался берег. Корабль зашел в ближайшую бухту, и офицер Плениснер с натуралистом Стеллером отправились разведать обстановку. Новости они принесли удручающие: на острове росла лишь карликовая ива да валялись выброшенные морем брёвна. Единственным утешением была протекавшая неподалеку речка и естественные углубления — в них решили спрятать от холода больных, используя паруса вместо крыши.

Высадка, учитывая состояние команды, была тяжёлым испытанием. Девять человек испустили дух, пока их везли к берегу или вскоре после перевозки. Беринг уже не мог идти сам, его несли на носилках.

Сил участникам экспедиции придавала только мысль о том, что они добрались до Камчатки, и вскоре местные жители на собаках довезут их до Петропавловска — надо только терпеть и ждать.

В конце ноября пакетбот, так и стоявший в бухте, мощной волной сорвало с якоря и швырнуло на берег. Моряки не сочли это катастрофой — они всё ещё верили, что помощь близка. Беринг отправил самых крепких на разведку, и группа поднялась на гору, которая, как все полагали, отделяла их от цивилизации. Но там перед ними простиралось безбрежное море. Они были на необитаемом острове.

«Это известие подействовало на наших людей, словно удар грома. Мы ясно поняли, в какое беспомощное и тяжелое положение попали и что нам угрожает гибель», — писал штурман поручик Свен Ваксель.

Смерть Беринга. Рисунок 1898 года.
Смерть Беринга. Рисунок 1898 года.

Витус Беринг умер 8 декабря 1741 года. Его спутники едва пережили зиму, питаясь мясом морских животных, а весной под руководством офицеров Свена Вакселя и Софрона Хитрово начали строить из обломков пакетбота новое судно.

13 августа 1742 года 46 уцелевших моряков (из 75 отправившихся в экспедицию) простились с островом, который нарекли в честь Беринга, и доплыли до Петропавловска. Оказалось, что вожделенная Камчатка — точнее, Авачинская губа — была от них всего в 250 километрах пути.

Уже на суше они узнали, что «потерявшийся» пакетбот «Св. Павел», которым командовал Алексей Чириков, вернулся на Камчатку ещё год назад, открыв, как и Беринг, северо-западные берега Америки. Эти земли вскоре были названы Русской Америкой (ныне Аляска). Так завершилась Вторая Камчатская экспедиция.

Карта Великой Северной экспедиции
Карта Великой Северной экспедиции

Чем знаменит Витус Беринг

Витус Беринг первым в мире плавал в водах всех четырёх океанов, первым вывел российские корабли в открытый океан и командовал первой в России морской научной экспедицией.

Научное наследство Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга столь велико, что не освоено полностью до сих пор. Его использовали и сейчас широко используют учёные многих стран.

На всех судах Второй камчатской экспедиции велись визуальные, а в отдельных случаях и инструментальные метеорологические наблюдения. Они внесены в вахтенные журналы, сохранились до наших дней и имеют особую ценность, потому что отражают особенности атмосферных процессов в годы экстремально повышенной ледовитости арктических морей.

Именем Беринга названы море, пролив, остров, подводный каньон, река, озеро, ледник, залив, два мыса, исчезнувшая суша (Берингия), некогда соединявшая Азию с Северной Америкой, посёлок на Чукотском полуострове и улица в городе Петропавловске-Камчатском.

О чем надо знать

Подводить итоги Второй Камчатской экспедиции Беринга выпало на долю его заместителя Алексея Чирикова. Он составил карту северной части Тихого океана, где с поразительной точностью указал путь корабля «Св. Павел», нанёс на неё открытые моряками северо-западные берега Америки, острова Алеутской гряды и восточные берега Камчатки, служившие исходной базой для русских экспедиций.

Офицеры Дмитрий Овцын, Софрон Хитрово, Алексей Чириков, Иван Елагин, Степан Малыгин, Дмитрий и Харитон Лаптевы составили «Карту Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных чрез морское плавание западных американских берегов и острова Япона».

Спустя более чем 200 лет после смерти Витуса Беринга, в 1946 году, моряки Тихоокеанского флота были отправлены на остров Беринга за пушками с пакетбота «Святой Пётр». По записям из дневника штурмана Свена Вакселя они нашли орудия, которые теперь хранятся в Алеутском краеведческом музее.

В 1991 году — в честь 250-летия плавания Второй камчатской экспедиции к северо-западному побережью Америки — международная экспедиция нашла могилы Витуса Беринга и ещё пятерых моряков. Останки перевезли в Москву для антропологического исследования.

Специалисты реконструировали внешность знаменитого мореплавателя, а на следующий год его останки перезахоронили на Командорских островах.

Витус Беринг: Реконструкция
Реконструкция

Прямая речь

«Я должен признать, что желание моей молодости — попутешествовать — исполнилось. На Камчатке я велел построить судно, на котором совершал рекогносцировки по морю, попадая иногда к язычникам, которые никогда раньше не видели ни одного европейца, а также в места, где не произрастал хлеб и не было никакого скота, кроме диких птиц, северных оленей и другого вида оленей достаточно ручных, чтобы на них ездить верхом вместо лошадей; зимой здесь ездят на собаках, запрягая их в сани».

Из письма Витуса Беринга родным

«Покойный капитан-командор Витус Беринг был по рождению датчанин, по вере праведный и благочестивый христианин, по поведению благовоспитанный, дружелюбный, спокойный человек, по этой причине любимый всею командою, снизу доверху».

Работавший в России немецкий врач и естествоиспытатель Георг Вильгельм Стеллер о Беринге

«А для зимних забав и прославления себя он сделал великие линейные сани такой величины, чтобы на них сидело до тридцати людей, помимо четырёх трубачей. И забавлял жену свою и детей и якутских жителей. И поставлены были столы с конфетами, и он с триумфом проезжал по Якутску»

Из доносов чиновников в Петербург о жизни Беринга в Якутске, где он готовился ко Второй Чукотской экспедиции

«Таким образом, из Лены, ежели б в северной стране лёд не препятствовал, водяным путём до Камчатки, а также далее до Япана, Хины и Ост-Индии доехать возможно б было, а к тому же он (Беринг) и от тамошних жителей известился, что пред 50 и 60 летами некое судно из Лены к Камчатке прибыло».

Корреспонденция «Санкт-Петербургских ведомостей» о завершении Первой Камчатской экспедиции Витуса Беринга

Шесть фактов о Витусе Беринге

Датчанина Витуса Беринга часто называют «русским Колумбом».

Из 60 лет своей жизни Беринг 38 лет состоял на российской службе, из которых 15 лет пришлись на Камчатские экспедиции.

Многократно публиковавшиеся изображения капитан-командора в действительности являлись портретом его родного дяди.

Портрет дяди Витуса Беренга

После Первой Камчатской экспедиции, длившейся пять лет, супруга Беринга наотрез отказалась оставаться одна. Поэтому в Сибирь, где командор должен был готовиться ко второму плаванию, они отправились всей семьёй, прихватив даже клавикорды, чтобы скрашивать холодные вечера.

За то время, пока Беринг готовился ко Второй Камчатской экспедиции, их семейное имущество сильно разрослось: как зафиксировала потом Тобольская таможня, супруга командора увезла домой десятки возов с пушниной, серебром, фарфором и восточными редкостями. Все это стало её «вдовьей пенсией».

Первым из путешественников, подтвердившим точность исследований Беринга, стал английский мореплаватель Джеймс Кук. Именно он предложил дать имя Беринга проливу между Чукоткой и Аляской.

Электронные версии печатаных изданий о Витуса Беренг

«Визит к командору» статья раздела в журнале «Вокруг света». В 1991 году, в год, когда отмечалось 250-летие Русской Америки, состоялась экспедиция на остров Беринга.

«Камчатские экспедиции Витуса Беринга» статья в журнале «Наука и жизнь» №5, 1981

«Берингов прорыв» статья в популярном историческом журнале «Родина»

Российский Колумб: как Беринг доплыл до Америки и умер в землянке статья в издании Газета.ру

Аудио рассказ об экспедиции Беренга

Фильмы о капитан-командоре и экспедициях

«Гении и злодеи. Витус Беринг.Тайны великого Командора»

Фильм первый. Пролив командора

Фильм второй. Путь командора

Фильм третий. Завод командора

Фильм четвертый. Земля командора

Источник: проект «Экспедиции Беренга»