Впервые исследовательская работа по выявлению первичных документов о деятельности лоцманской службы в годы Великой Отечественной войны была предпринята в 2018–2019 годах. Основными источниками стали фонды РГА ВМФ, ЦГА СПб, Филиала ЦАМО РФ (Архива ВМФ г. Гатчина), архива Ленинградского морского торгового порта. В результате была подготовлена первая книга о неизвестных страницах деятельности в годы Великой Отечественной войны самого малочисленного подразделения ВМФ – лоцманской службы. Её значимость в условиях осаждённого Ленинграда была чрезвычайно велика, а условия, в которых работали лоцманы, делали её героической.
В последний предвоенный год, Гидрографической службой ВМФ Союза ССР, исходя из опыта войны с Финляндией, были изданы серьёзные пособия и документы, касающиеся военно-лоцманской службы. Они были введены в действие циркулярами и распоряжениями Народного комиссара ВМФ Союза ССР адмирала Николая Герасимовича Кузнецова.
Временное положение о создании военно-лоцманской службы на всех флотах СССР было издано15 ноября 1940 года. Был утверждён штат военно-лоцманской службы Гидрографического отдела Балтийского флота и лоцманы назначены на должности. Однако в феврале 1941 года приказом высшего советского руководства введённые в действие документы по ВЛС были отменены. Военно-лоцманские службы на всех флотах расформированы, а лоцманы уволены в запас. Таким образом, к началу войны Военно-лоцманской службы на театре военных действий Балтийского моря лоцманов фактически не существовало.
Великая Отечественная война для лоцманов Ленинградского морского торгового порта началась ранним утром 22 июня 1941 года в 3 часа 30 минут, когда с парохода «Луга», возвращавшегося с полуострова Ханко в Ленинград, была получена такая радиограмма: «Судно обстреляли немецкие самолеты. Имею около 20 пробоин, ранен вахтенный помощник».
В 3 часа 34 минуты сигнальщик рейдового поста Кронштадт и дежурный пост маяка Толбухин сообщили, что немецкие самолеты сбрасывают мины на Большой Кронштадтский рейд и скрылись только под огнем зенитных батарей.
Около четырех часов утра торгово-пассажирское судно Эстонского пароходства «Рухно», выводимое из Ленинградского порта лоцманом 1 разряда Фёдором Алексеевичем Трофимовым, у выхода в открытую часть Ленинградского морского канала, примерно напротив Петергофа, подорвалось на мине и начало тонуть на самой проходной части фарватера. Раненый и сбитый с ног взрывом, лоцман Трофимов ползком добрался до рулевого управления и, рискуя жизнью, сумел отвести горящее и тонущее судно с середины канала к его северной бровке. Морские ворота Ленинграда остались открытыми для торговых судов и боевых кораблей на все 872 блокадных дня.
Как стало потом известно, в июне немцы для первого удара перебросили из-под Кёнигсберга на аэродром в Финляндии до 18-ти немецких бомбардировщиков. В два часа ночи 22 июня они пересекли воздушное пространство Советского Союза в районе города Лаппеенранта. После этого над акваторией Ладожского озера они долетели до Невы и повернули в сторону Ленинграда. Целью этого налета являлось минирование «объектов, связанных с судоходством на Неве».
Тысячи и тысячи раз лоцман Трофимов проплывал через эти невидимые морские ворота и всегда остро чувствовал их, хотя никогда прямо не думал об этом. Он ощущал дыхание города своим затылком, когда выводил судно к морю, и город дышал ему в лицо, когда он вел судно в порт. Этот город не мог жить без порта, без моря. Море родило его. В тот день и час, когда на Заячьем острове начали строить Петропавловскую крепость, на берегу Невы заложили и первый причал. С тех пор город и порт не разделимы. У них была общая судьба. И каждый раз, когда враги шли на Россию, они начинали с того, что хотели закрыть морские ворота города в мир.
В.В. Конецкий. Рассказ «Лоцман»
С июля 1941 года штат военных лоцманов Гидрографической службы КБФ стали пополнять призванные из запаса лоцманы Ленинградского морского торгового порта. Их направляли на различные Военно-лоцманские станции. Воинские звания имели только лоцманы – участники советско-финской, так называемой Зимней войны (1939–1940). Все остальные зачислялись как командиры запаса тылового подразделения КБФ.
Основной задачей военных лоцманов начального периода войны стали чудовищно тяжёлые проводки военных кораблей, торговых судов и караванов из Таллина, обеспечение и участие в снятии войск с островов Финского залива, спасение советского гарнизона, окружённого в районе Койвисто, перевозки войск и вооружения в Ораниенбаум, эвакуация гарнизона с полуострова Ханко. Одновременно лоцманы занимались поиском новых фарватеров Северного берега, по которым до войны никто не проходил, принимали участие в постановке ограждений и знаков, проводили траление и поиск мин перед проводкой судов, участвовали в составлении геометрических сеток для бригад траления. Все проводки проводились в условиях ночного времени и плохой погоды. Оперативное управление и связь с подразделениями были нарушены. Недостаток в запчастях для ремонта ощущался до такой степени, что суда выходили в море с неисправными навигационными приборами. В таких случаях напутствие командирам заканчивалось словами: «В связи со всякими неполадками вам придаются лоцманы».
Их работа, как и всего флота, была сопряжена с огромным риском. Многие лоцманы получили ранения и контузии. После выздоровления они вновь поднимались на мостики кораблей и несли боевую службу. Случаев аварии или гибели судов по вине лоцманов в это время не было.
За четыре месяца войны ценой невиданного героизма армий Ленинградского фронта, ограниченного в передвижении Краснознаменного Балтийского флота и ценой беспредельного мужества и веры в победу жителей блокадного города немецкая машина вермахта на ленинградском направлении была остановлена!
Образовавшаяся линия обороны Ленинград – Кронштадт – Ораниенбаумский плацдарм, их воинские, партизанские и флотские формирования требовали постоянного снабжения. Военный совет поручил Гидрографическому отделу КБФ ответственную задачу по организации ледовых дорог для проводки техники и войск по льду. Зимой кронштадтские ледовые дороги являлись единственными артериями, поддерживающими жизнь и безопасность тылового оборонительного района Ленинградского фронта.
С 28 ноября 1941 года лоцманов стали зачислять в ледово-дорожные отряды. Один из них был направлен на Ладожское озера, другой – на мыс Осиновец. Кронштадтский и Ленинградский ледово-дорожные отряды держали связь между частями, расположенными на северном берегу Невской губы и частями Кронштадтской Военно-морской базы с Приморским оборонительным районом на южном берегу. Ледовый отряд Шепелево – Сескар обслуживал дорогу Ижорского укреплённого района, отвечавшего за оборону города с моря, куда входили форт Красная горка, Серая Лошадь и два бронепоезда – «Балтиец» и «За Родину».
Ледово-дорожные отряды действовали практически во фронтовых условиях и в условиях особой секретности. Им приходилось переносить дороги на новое место по причине повреждений бомбовыми ударами авиации, артобстрелов противника, изменений погодных условий (оттепель, нагон воды). Осуществлять проводки специальной и ответственной техники при непосредственном обеспечении безопасности проводниками – лоцман шёл впереди. Много сил требовала расчистка дорог, содержание и доставка материалов для оборудования спусков на лёд и строительства мостов — через фарватеры, переправы и трещины.
Регулирование движения и охрану дорог обеспечивала комендантская группа или специально выделенные отдельно-дорожные батальоны. Расстояние от линии фронта до ледовых дорог не превышало 22–32 км. С самого начала ледовые дороги были под постоянным прицелом авиации противника, курсирующего по всей длине трассы. Работа велась только в ночное время, соблюдалась строгая маскировка.
На воинских подразделениях лежала и большая доля ответственности за сохранение жизни гражданского населения, попавшего в тяжёлое положение. К середине декабря 1941 года в Ораниенбауме и Кронштадте норма выдачи хлеба была меньше, чем в Ленинграде. Бойцам выдавали 250 граммов, рабочим —150, иждивенцам — 100 граммов.
17 декабря по ледовой дороге Малая Ижора – Котлин вышла первая автоколонна из 30 машин для доставки продовольствия, оружия и боеприпасов из Ленинграда.
С 23 декабря 1941 года продовольствие для снабжения войск и населения стало поступать регулярно. А 25 декабря прошло первое увеличение норм хлеба рабочим — 400 граммов, служащим — 200, иждивенцам и детям — 150, в войсках передовой линии — 800, резерв и тыловые части, к которым относились и лоцманы, получали по 400 граммов.
Малая дорога жизни была довольно засекречена, но все трудные годы войны по этой дороге в Кронштадт, Ломоносов на Ораниенбаумский плацдарм шли грузы с мукой и вооружением. Из-за секретности долгое время существовал огромный пробел в летописи битвы за Ленинград, в которой фактически отсутствовали страницы о деятельности лоцманов, а ведь они участвовали в обеспечении всех флотских и армейских боевых операций
Особую роль лоцманов следует отметить в период подготовки и проведения операции «Январский гром» по деблокаде Ленинграда в январе 1944 года. Лоцманами ледово-дорожной службы с 5 ноября 1943 года по 21 января 1944 из Ленинграда и Лисьего Носа на Ораниенбаумский плацдарм было перевезено 52 500 человек; 214 танков; 2 300 автомашин; 790 орудий и миномётов; 3860 единиц гужевого транспорта; 5 800 тонн боеприпасов; 14 тонн разных грузов. Операция проводилась скрытно, умело и без единого случая аварии, что было отмечено правительственными наградами. Командующий Краснознамённым Балтийским флотом В.Ф. Трибуц. высоко оценил работу лоцманов: «Перевозки есть перевозки. Формально это не бой, не сражение. Тем не менее, хочу особо подчеркнуть, это был подвиг, подвиг, который дал возможность нанести сокрушительный удар по врагу».
Низкий поклон и благодарность всем ветеранам-лоцманам приближавшим ПОБЕДУ, потомкам лоцманских династий хранящим память о них и действующим лоцманам поддерживающим деятельность по популяризации малоизвестной истории лоцманской службы России.
Вечная память защитникам Отечества! Мира и благоденствия !
Источник: МОО «Лоцманы Коронной службы». Автор Наталья Каралаш-Марухина