• Экспедиция «РГО Экспо» взяла главную точку своего путешествия!

  • Back
16.03.2022 by 

Новый рекорд установлен!

Экспедиция на самой серверной точки маршрута

На стоковых Toyota Land Cruiser 300 участники экспедиции «РГО Экспо» дошли до самой северной точки Якутии и Дальнего Востока. Впервые  колёса стокового автомобиля достигли 74 широты: мыса Пакса на полуострове Нордвик.

Однако, до этого тут побывали..

На севере Якутии первыми побывали: русские промышленники, казаки-землепроходцы, участники Великой Северной Экспедиции, разработчики СевМорПути!

Интереснейшая история открытий этого места.

Арктика сурова и очень часто её представляют диким и безлюдным местом, где гуляют только холодные ветра.
Однако, тут испокон веков живут якуты, юкагиры, тунгусы, чукчи, долгане. Русские пришли в район Хатанги предположительно в 17 веке.

– Первопроходцы
Первопроходцем побережья Северного Ледовитого Океана, освоившим Таймыр, стал двинянин Кондратий Курочкин. В 1610 году он спустился вниз по Енисею до его устья, и прошёл морем до р. Пясину.

В Хатангском заливе, к которому относится и бухта Нордвик, спустя 10 лет появились зимовья первых путешественников: Хатанга, Казачье, Кресты, Обойное, Конечное.

К концу 17 века морские походы с Пясины на Анабар прекратились из-за отдалённости этого края.
Промышленники стали в нём задерживаться, а потом остались там на постоянное жительство.

Потомков этих первых русских поселенцев, 12 человек, ставших коренными жителями, встретил во время своего путешествия отряд Харитона Лаптева. Они, живя с рождения среди якутов, переняли их обычаи, одежду и язык.

– Великая Северная экспедиция (1733-1743)
В 1732 г Витус Беринг представил Сенату проект экспедиции, названной «самой дальней и трудной и никогда прежде не бывалой». Впоследствии она получила название Великой Северной Экспедиции (ВСЭ). Об этой экспедиции Сергей Панюхин подготовил книгу «Тверская флотилия Великой Северной экспедиции». Целью экспедиции было исследование севера России от Печоры до Чукотки.

Хатангский залив, район к западу от Лены, обследовал Ленско-Енисейский отряд (1735-1742) под руководством Василия Прончищева, Харитона Лаптева и Семёна Челюскина.

В январе 1735 г. в Якутске была заложена дубель-шлюпка «Якутск», на которой и вышел отряд численностью более 40 человек, в том числе и жена Прончищева. Татьяна стала первой русской женщиной-полярницей.
Путешествие не было простым. Во время зимовки на Оленьке у части команды, которая отказывалась есть строганину, развилась цинга. После погибли Василия Прончищев и его жены, исследование этого района продолжилось под руководством Харитона Лаптева.

Именно Харитон Лаптев по пути к Хатангскому заливу открыл бухту, которую назвали Нордвик (Северный залив).
Это следует из записи в журнале «Якуцка» за 29 июля 1739 г.: «Нордвик от нас именованная залива».

Навигационные карты и географическая карта полуострова Таймыр, составленные Лаптевым, на протяжении почти полутораста лет оставались единственными картами этого района. Собранные материалы Харитон Лаптев объединил в большой географический труд «Описание содержащееся от флота лейтенанта Харитона Лаптева в Камчацкой экспедиции меж реками Лены и Енисея, в каком состоянии лежат реки и на них всех живущих промышленников состояние». Описание включает реки северного края, начиная от Лены и далее на запад до Енисея. Также, в нём содержатся материалы о быте, занятиях, нравах и обычаях местного населения.

– Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого Океана (1910-1915)
В начале ХХ в. бассейн Хатанги всё ещё представлял собой «белое пятно». Поэтому в 1905 году Академия наук организовала Хатангскую экспедицию. Перед стояла задача исследовать междуречье Енисея и Анабара. В ходе экспедиции под руководством геолога Иннокентия Толмачёва, топограф Михаил Кожевников нанёс на карту полуострова Хара-Тумус и Юрюнг-Тумус (у 74° с. ш.) с горой каменной соли. По результатам его исследования бухта Нордвик и п-ов Нордвик получили современные очертания.

– После русско-японской войны (1904-1905) было решено использовать Северо-восточный проход как путь из Европы на Дальний Восток
Привлечённые к его обсуждению морские офицеры выдвинули предложение о необходимости применения в арктических морях более надёжных кораблей, чем деревянные суда зверобойного типа. Суда «Таймыр» и «Вайгач», стали первыми судами ледокольного типа, созданными специально для Крайнего Севера.

К началу экспедиции морские навигационные карты восточносибирских морей были далеки от совершенства. Они создавались ещё по описи ВСЭ (1733-1743), подготовленных с использованием инструментов невысокой точности. Именно в этой экспедиции на мысе Пакса (Нордвик) был определён астрономический пункт.

– В 1930-х годах район пережил ограниченный подъём из-за ледокольных конвоев, курсировавших по Северному морскому пути.
Бухта Тикси и Мыс Шмидта стали аэропортами, а Нордвик стал «растущим городом».

– С 1930-х годов Нордвик становится важным источником соли для северных рыбных промыслов
Около Нордвика, на полуострове Урюнг-Тумус, находится палеозойский соляной купол, известный как Тус-Тах. Соль там добывалась в большом количестве, сначала с помощью работников из местной исправительной колонии. После того, как в эти края пришёл лендлиз, соль стали добывать с помощью внутренних депортированных.

В 1956 году поселение в Нордвике было закрыто
Тут снова обитают только местные. В посёлке осталась работать метеостанция.

– Анабарский улус был одним из самых труднодоступных арктических улусов республики. Но c приходом компании «Алмазы Анабара» улус стал одним из промышленных центров.

В Саскылахском районе добывают алмазы и золото, поэтому до Саскылаха поддерживается сообщение: зимой по автозимнику, а летом – по реке Анабар.

В Саскылахе есть аэродром, в Юрунг-Хае построен порт. Именно отсюда снабжаются горючим все анабарские месторождения алмазов.

От Юрунг-Хая до мыса Пакса около 200 километров целины – тундры и торосов.

Путешествовать можно на всем! И команда RGO Expo  Богдана Булычева не первый год доказывает, что невозможное возможно.

Экспедиция на самой серверной точки маршрутаЭкспедиция на самой серверной точки маршрутаЭкспедиция на самой серверной точки маршрутаЭкспедиция на самой серверной точки маршрутаЭкспедиция на самой серверной точки маршрутаЭкспедиция на самой серверной точки маршрутаЭкспедиция на самой серверной точки маршрута

– В 2019 году на стоковых тойотах они доходили до острова Диксона (громкая история «обгоняем ледокол»?).

– На подготовленных автомобилях по Якутии и Чукотке совершили  сложнейшие первопроходы на мыс Шелагский и Уэлен.

– На  внедорожниках Toyota, прямо из салона, без дополнительной зимней подготовки они прошли по Якутии, по самому холодному региону России, до самой крайней её части.

«Мне нравится красота и простота этой идеи: сесть в обычный автомобиль возле своего дома, подъезда, и поехать открывать мир, от Сочей до Арктики»

Евгений Шаталов

О нначале экспедиция команды Богдана Булычева в Анабарский район Якутии мы сообщали на прошлой неделе.